Наталья Киташова
Экологическое воспитание «Ребёнок и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в детском саду, так и в семье.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
Публикация «Экологическое воспитание „Ребёнок и природа“» размещена в разделах
развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим воспитанием, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Чтобы дети понимали, как беречь природу, необходимо показывать на собственном примере. С раннего детства малыш наблюдает, как мама поливает цветы, ухаживает за домашними питомцами, кормит вместе с ним птиц зимой. Подрастая, ребёнок тянется ко всему живому: растениям, животным, жучкам, упавшим листьям и прочее. Ценность экологии очень велика. Задача родителей объяснить малышу как нужно вести себя в лесу, на водоемах, в парке, просто гуляя на улице.
Большое значение имеют выезды на природу. Расскажите ребёнку о лесных жителях, их домах. Обратите внимание на красоту деревьев, цветов, чистоту воздуха, пение птиц, тишину. Во время единения с природой у ребёнка развивается любознательность, забота об окружающем мире, интерес к животным и растениям. Во время таких прогулок зарождается любовь к природе, приходит понимание ее ценности – что составляет сущность экологического воспитания детей. В каждое время года обсуждайте с ребёнком изменения в природе. Теплое солнце, первая зелёная трава, проснувшиеся насекомые. Дети должны радоваться проявлением весны, а не рвать первый распустившийся цветок или ломать цветущие ветки на деревьях и кустарниках. Летом сходите за грибами вместе с ребёнком, объясните о важности грибницы. Расскажите, что грибы надо срезать ножом, чтобы на этом месте выросли еще грибы. Также объясните, что есть не только съедобные, но и ядовитые грибы. В зимнее время года все деревья засыпают и их лучше не беспокоить. Покажите на своем дачном участке, как вы готовите деревья к зимовке.
Малыши очень любят животных, и для родителей очень важно научить правильно обращаться с ними. Сначала ребёнок наблюдает за взрослыми, потом выполняет сам несложные задания. На прогулке с собакой ребёнок больше двигается, бегает, что благотворно влияет на физическое развитие. Позвольте малышу вести собаку на поводке, тем самым он почувствует ответственность. Кошки тоже побуждают физическую активность. Если ребёнок просит завести какую-либо зверушку, не торопитесь сказать «нет». Животное в семье объединяет.
Очень большое значение имеет чтение вслух как художественной, так и документальной литературы о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Также огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствует воспитанию любви к природе у дошкольников.
Для того, чтобы экологическое воспитание детей проходило с интересом, родителям необходимо придерживаться следующих советов:
наблюдайте с ребёнком природные явления, фотографируйте их, разглядывайте и вместе обсуждайте увиденное;
заведите «журнал погоды», в который вы будете записывать, а ребёнок рисовать погодные условия на сегодняшний день, вместе анализируйте;
приобретите книги по уходу за растениями или животными с красочными картинками;
вместе с ребёнком смотрите документальные фильмы о животных, растениях.
Существует огромное множество разнообразных игр с экологическим содержанием, которые не только знакомят ребёнка с окружающим миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе. Например:
Игра «Да» или «Нет»
На все вопросы в игре можно отвечать только словами «Да» или «Нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются местами.
Игра «Ассоциации»
В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Птица, рыба, зверь»
Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и просить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «рыба», «зверь».
Игра «Что лишнее?»
Вы называете время года: «Осень». Затем перечисляете признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Ребёнок называет лишний признак и объясняет свой выбор. И многие другие…
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых и детей. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относится ко всему живому и неживому на Земле.