МААМ-картинки

Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте

Елена Першина
Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте

Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте

Выполнила работу: воспитатель Першина Елена Александровна

Дошкольный возраст важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает создание предпосылок гуманной взаимодействия с природной средой.

Публикация «Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Природа – это мощный источник познания, которое через общение раскрывает человеку свои тайны и делает его более чувствительным к окружающему миру. Человек –часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте.

Для того чтобы у людей сформировалось бережное отношение к природе нужно воспитывать детей с ранних лет. Экологическое воспитание подразумевает развитие представлений об окружающем мире и способах его сберечь.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы личности, отношение к окружающему миру, к своей Родине, в том числе доброе и ответственное отношение к родной природе. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей для их жизни. Поэтому перед педагогами младших групп встаёт непростая задача формирования у дошкольников основ рационального природопользования.

Главным условием реализации задач экологического воспитания является создание эколого-развивающей предметной среды, способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности, которая предусматривает приобретение представлений о само ценности и неповторимости компонентов природы, проявление гуманных чувств к живым существам, овладение умениями чувствовать красоту и любоваться ею, знать правила безопасного поведения в природе.

Деятельность человека в природе нередко бывает безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, ведет к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Рассказывать о том, почему нельзя бросать мусор и защищать вымирающие виды полезно, но мало результативно. Гораздо лучше вести просветительскую работу вместе с развитием познавательной деятельности.

Поэтому так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.

Задачи экологического воспитания :

• Выработать ответственность за окружающий мир.

• Предупредить развитие разрушительных действий.

• Сформировать представления о тесной взаимосвязи природы и всего живого;

• Выработать эстетический вкус.

Экологическое воспитание может проводиться разными способами и поэтому не стоит ограничивать чем-то одним. В младшем дошкольном возрасте дети отзывчивы и если им доступно объяснить чужие чувства, то они надолго усвоит материал.

Методика формирования экологического воспитания младших дошкольников

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы:

• наглядные (наблюдение, демонстрация);

• практические (игры с природными материалами, труд в природе);

• словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)

• экспериментальные (несложные опыт).

Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств.

Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дошкольники выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.

Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы:

• Оценка эстетического вида и особенностей строения.

• Требования к условиям жизни.

• Значение для природы и человека.

Интересная и полезная форма работы — это привлечение дошкольников к систематическим наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение. Дети рисуют растение с натуры. Через некоторое время нужно сравнить растение с «фотографиями» и определить произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному воспитанию.

Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов.

Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями, влияет на его ум, чувства, воображение. Рассказ воспитателя должна иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах.

Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др.

Бережное отношение к природе формируется постепенно. Ребенку рассказывают о том, почему нельзя рвать цветы, ломать кусты, бросать камни в белок и птиц. Его привлекают к уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Во время прогулок можно рассказывать о проблемах окружающей среды и путях решения. Например, если вокруг валяется мусор, то это отравляет почву и представляет опасность для птиц, животных. Пластик, который плавает в мировом океане уничтожает рыб и морских зверей.

Для того чтобы сформировать у ребенка правильное отношение к природе нужно показать ему, что и как работает в мире. Например, песок может быть сухим и мокрым. Ребенку предлагают потрогать оба вида, изучить его и сравнить. Сухой можно пересыпать (например, а мокрый служит отличным материалом для лепки.

На мокром песке хорошо остаются следы и отпечатки, зато сухой приятнее держать в руках, и он может прогреваться. Влажным он становится после смачивания водой или дождя. Такие простые опыты позволяют наглядно продемонстрировать ребенку, что на окружающую среду влияет все. И не всегда положительно. Например, выброшенный окурок или небрежно разведенный костер приведут к пожару. Он уничтожит не только деревья, но и множество живых существ.

Родители должны быть примером и образцом во всем. Тогда дети будут перенимать поведение и привычки. Например, если мама разводит комнатные цветы и ухаживает за ними, то малыш будет повторять ее действия. Можно купить ему маленькую лейку и попросить помочь поливать. Растения с крупными листьями нужно мыть, и ребенок может делать это самостоятельно.

Хорошо воспитывать отношение к природе посредством ухода за рыбками или животными. Достаточно завести мышонка или аквариумных питомцев. Дошкольник под контролем взрослого может кормить, чистить клетку, играть.

И еще важное место в жизни ребенка занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им: («В гостях у бабушки в деревне» : «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «В гости к нам пришёл….», «В лесу» и другие. Место сказки не подвергается сомнению. Традиционные русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» нравятся детям всех поколений.

Эти сказки полезны тем, что их можно,

• во- первых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят детей с образами домашних и диких зверей.

• во-вторых же, могут послужить прекрасным руководством для инсценировки.

Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются детьми.

Дидактические игры, которые можно проводить на экологических занятиях.

Игра «Кто чем питается?»

Цель. Закреплять представления детей о еде животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. п. Называют пищу и определяют животное, которое питается этой пищей.

Игра «Что сначала — что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям показываются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Игра «Найди, что покажу»

Дидактическая задача: найти предмет по сходству.

Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанный под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задания, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Таким образом, экологические занятия воспитывают у детей любовь к природе, стремление охранять ее. Прогулки и экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение, они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Показывая детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формируются конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.

Список литературы.

1. Иванова А. И «Живая экология»

2. Ляскина О. В «Экология малышам»

3. Горбатенко О. Ф.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Игры летом на прогулке в младшем дошкольном возрасте Лето – это любимое время года. Игры на свежем воздухе для детей младшего дошкольного возраста – это любимое времяпровождение детей. Дети.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте» Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношения людей друг к другу. Совместная сюжетно-ролевая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Консультация для родителей «Вредные привычки в младшем дошкольном возрасте» Вредные привычки – это признак сильной тревожности. Важно понимать, что причины, провоцирующие такое поведение, имеют под собой реальную.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 2 июля 2022 в 19:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД