МААМ-картинки

Эколого-оздоровительная работа в детском саду.

Наталья Казанцева
Эколого-оздоровительная работа в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы

«Здоровье - это состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов»

(из преамбулы Устава Всемирной организации Здравоохранения)

Основная задача в работе ДОУ - охрана жизни и здоровья детей. В систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в нашем детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, коррегирирущей, закаливание, совершенствование двигательных навыков, развитие выносливости; обучение правилам безопасного поведения в природе.

Публикация «Эколого-оздоровительная работа в детском саду,» размещена в разделах

Многие факторы городской среды являются сегодня непосредственной причиной большинства заболеваний. Наличие в воздухе высокой концентрации аллергенов, пыли, токсических веществ, вирусов и др. оказывает неблагоприятное влияние на физическое развитие детей, обмен веществ.

Растения способствуют улучшению качества городской среды, выполняют такую важную функцию, как формирование атмосферы, т. е. поддержание в ней определенного количества кислорода. В этом отношении территория нашего ДОУ - оазис зеленых насаждений. Зеленые растения, произрастающие у нас (такие как тополь, сосна, рябина, способствуют-повышению ионизаци и воздуха. Многие растения выделяют фитонциды - органические вещества, губительные для микробов, (клен американский, лиственница). Наилучшими шумозащитными свойствами обладают клен, липа. Растительность, такая как черемуха, береза, можжевельник выступают в качестве своеобразного фильтра, поглощающего из воздуха пыль, химические загрязнения. Нейтрализуются растениями и различные вещества, содержащиеся в почве.

Участки ДОУ украшают зелень трав, яркие цветы. Растения подобраны таким образом, что они цветут с ранней весны и до поздней осени. Цветники есть на участках в каждой возрастной группе. Покрытие участков самое удобное - травяное. Оно отличается рядом преимуществ - хорошо предохраняет от пыли, сохраняет влажность почвы, радует детей свежестью и цветами.

В целях экологического образования на территории ДОУ создана экологическая тропинка, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. В состав видовых точек экологической тропинки включаются те объекты, которые есть не только на территории ДОУ, но и в ближайшем его окружении. Нам повезло: недалеко от нас расположен луг, речка, парк, лес. На экологической тропинке проводятся комплексные занятия, игры, организуется практическая и исследовательская деятельность.

Например, гордость нашего детского сада - огород. На грядках поспевают кабачки, капуста, горох, бобы, фасоль, помидоры, лук, чеснок, морковь. На картофельной делянке идет непримиримая борьба с колорадским жуком. Старшие дошкольники пропалывают грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Дети осознают, что уход за растениями необходим систематический. Это полив, рыхление, прополка и т. д., при этом они руководствуются особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Педагоги привлекают детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывая в них самостоятельность. Это укрепляет у детей уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. На огороде и других объектах экологической тропинки организуются исследовательские лаборатории, где дети проводят различные наблюдения, эксперименты, делают замеры, зарисовки. В процессе наблюдений, опытов, сопоставлений рисунков у детей формируется динамическое представление о росте и развитии растений, о строении почвы, важности солнца, воздуха для всего живого.

Для наблюдения за погодой с помощью приборов на территории ДОУ оборудована специальная метеоплощадка. На площадке установлен прибор для измерения силы ветра, есть ветряк в форме декоративной мельницы, дождемер, определяющий количество осадков. Здесь дети проводят длительные наблюдения за на-правление и силой ветра, определяют и сравнивают количество осадков, выпавших в открытом месте и под деревьями. В центре площадки находятся цветочные часы, а рядом участок смешанного леса, на котором дети делают метеопрогнозы, наблюдая за деревьями, растущими неподалеку - кленом, елью, осиной и др. замечают, что в сырую погоду ветви хвойных деревьев опускаются вниз, а шишки на ветках плотно смыкают свои чешуйки.

В уголках природы ДОУ содержатся животные, комнатные растения, которые безопасны для детей, интересны и доступны для наблюдений и труда.

За ростом растений дошкольники наблюдают в «огороде» на окне. Без особых хлопот в холодное время года на нем дети выращивают зелень лука из головок репчатого лука, зелень петрушки. Выращенная зелень используется нами как при-права к салатам, горячим блюдам.

Одной из эффективных форм эколого-оздоровительной работы с детьми является организация туристических прогулок-походов в целях развития двигательной активности и выносливости, совершенствования навыков ходьбы, бега, развития любознательности, познавательности; приобщения к удивительному миру природы. При организации похода мы намечаем маршрут, определяем его протяженность, место отдыха, составляем план-схему пути, подбираем инвентарь, физические упражнения и игры, которые дети будут выполнять в пути и наконечном пункте. Также учитываем прогноз погоды. Привалы устраиваем на опушке леса, на берегу реки Вятки, на лугу, в зависимости от маршрута похода. И хотя походы - это и трудности, и испытания для ребенка, ведь надо пройти неблизкий путь около часа пешком, нести рюкзак с продуктами, но дети ждут этих походов, как праздника. Пеший поход - не только праздник движения, он имеет еще и важный социальный смысл. От подвижного ребенка требуется много терпения, он должен сам контролировать себя, чтобы, дойдя до цели, остановиться, ждать других. А вялые дети стараются прибавить шаг: им стыдно задерживать других. Во время похода эколог, физический руководитель предупреждают детей об опасности, подают различные сигналы и команды, например: «Осторожно, ручеек! Надо его перепрыгнуть!», «Осторожно, узкая тропинка, идем по одному» и др. Последним идет воспитатель, замыкающий (или родитель, который следит, чтобы никто не отставал. Такие по-ходы учат детей преодолевать трудности, достигать поставленной цели, быть выносливыми, не забывать о тех, кто рядом. Такие туристические походы проходят в нашем ДОУ круглый год.

Лето - самое замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды. Закаливание важно вообще, а для дошкольников тем более, из-за функциональной незрелости их органов и систем. Оно укрепляет организм ребенка, повышает его сопротивляемость, способствует воспитанию силы воли, приучает к дисциплине.

В жаркие летние дни активные движения на воздухе оказывают закаливающее воздействие на детей, обеспечивают насыщение кроки кислородом, улучшают обмен веществ. Когда в июле стояла тридцатиградусная жара, хотелось уйти на Вятку, спрятаться в тенек, хотелось дождя. В подобных случаях, когда очень жарко, мы проводим с детьми игры с водой. Такие игры просто незаменимы: вода, обладающая значительной теплоемкостью, оказывает охлаждающее воздействие на детей. К сожалению, в детском саду нет плескательного бассейна, но воспитатели нашли выход из положения. Они организуют игры с водой на прогулке, для чего используют тазы и ведра, «брызгалки», которые изготавливают из пластиковых бутылок с отверстиями в крышках. Вода для таких игр используется теплая (30 градусов). Дети босиком в трусиках и панамках. Обычно такие игры с водой организуются в конце прогулки, чтобы можно было сразу помыть, вытереть и переодеть детей. Обтирание сухим полотенцем является одновременно массажем и способствует лучшему кровенаполнению кожи. Такие игры с водой доставляют много радости не только детям, но и взрослым.

Уже несколько лет формирование навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях и быту является приоритетной задачей в работе ДОУ.

Эта проблема актуальна ввиду того, что большинство воспитанников проживают в частном секторе, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. Рядом с ДОУ ведется строительство дома, в непосредственной близости находится дорога, река, лес, ведется строительство крыши детского сада.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения не только сотрудников ДОУ, воспитанников, но и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. После анализа про-граммы «Радуга» (с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня) были разработаны проекты : «Ребенок и при-рода», «Здоровье ребенка» и др. Цель этих проектов - формирование у детей навыков безопасного поведения в природе, ценностей здорового образа жизни.

Следует сказать о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями. (Работа клуба «Здоровый малыш», «Светофорчик», семинары, совместные праздники и туристические походы, собрания, консультации).

Таким образом, эколого-оздоровительная работа, проводимая в нашем детском саду, формирует у детей ценностное отношение к своему здоровью, любовь и бережное отношение к природе.

Важным результатом является расширение кругозора детей, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья, понимание основ экологической грамотности.

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога.Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога. Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эколого-оздоровительная работа в детском саду.
Опубликовано: 18 марта 2013 в 10:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эколого-оздоровительная работа в детском саду.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Казанцева (УИ 84168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД