Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Экономическая квест-игра с Феей Копеечкой в старшей группе «Поможем сказочным героям»
▼ Скачать + Заказать документы
Лоренс Питер писал: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Экономика – это особый мир со своими законами и проблемами. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Экономика учит, как распорядиться имеющимися ограниченными ресурсами для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Публикация «Экономическая квест-игра с Феей Копеечкой в старшей группе „Поможем сказочным героям“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты по финансовой грамотности
- Сказки. Квест игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2021
В современных условиях развития общества проблема экономического развития детей, формирования основ экономической культуры как никогда является актуальной. Знание основ экономической культуры с дошкольного возраста служит основой правильного миропонимания, способствует приобретению элементарных навыков ориентировки в экономических явлениях и формированию социально-активной личности, правильному поведению в социуме. Важным условием реализации качественного экономического образования является правильная организация образовательного процесса.
В классической педагогике идея экономического образования рассматривалась в общей системе содержания образования, начиная с дошкольного возраста. «Из каждого ребёнка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин», - говорил А. С. Макаренко. Известный педагог В. А. Сухомлинский считал, что труд – это воспитательная сила, особенно если ребёнку удаётся что-то самому. Он писал, что важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей, раскрыв своеобразную методику воспитания по данному вопросу.
Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект занятия по основам экономической культуры в форме квест-игры.
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Основы экономической культуры») в старшей группе в форме квест-игры с Феей Копеечкой «Поможем сказочным героям»
Цель: формирование социального опыта дошкольников посредствам их включения в систему экономических отношений на основе знакомых сказок.
Программные задачи:
закрепить элементарные представления об экономических понятиях «деньги», «услуга», «товар», о взаимосвязи цены товара и количества труда, затраченного на его производство, о рациональном использовании природных ресурсов;
развивать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, давать нравственную оценку поступкам героев; совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, их умения работать в команде, общую моторику;
воспитывать партнерские отношения между детьми, бережное отношение к природе, уважение к труду, трудолюбие.
Оборудование: электронная презентация, мультимедийный проектор, экран, ребристая доска, кегли, цветные картонные круги, канат, гимнастические палки, ростовая кукла Фея Копеечка,
сборники сказок, план «сказочной тропинки», аудиазапись песни «В гостях у сказки», настольный театр «Теремок», планшет-лист «Найди материалы для строительства дома», силуэт монетки, карточки «копейка», «купюра», «буква Т», «буква У», «солнышко», «тучка» (по количеству детей, иллюстрации к сказкам «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, «Заюшкина избушка», куклы би-ба-бо Буратино, Маша, Медведь.
Начало занятия:
В группе оборудована «сказочная тропинка»: ребристая доска, кегли, «болотные кочки» из цветного картона, канат, гимнастические палки.
Дети входят в группу.
1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Дети стоят в кругу и произносят слова:
Здравствуй, солнышко родное, (поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (машут руками)
Мы навстречу вам откроем (выставляют руки вперед ладонями вверх)
О ладошки, и сердца. (составляют из ладоней силуэт сердца)
Пусть тепло всем в мире будет, (хлопают в ладоши)
Улыбаются пусть люди! (улыбаются друг другу)
Мир пусть будет без конца! (хлопают в ладоши)
2. Проблемная ситуация «Исчезли книги со сказками»
Задача: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность, развивать познавательный интерес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все полки в нашем книжном уголке пустые. Исчезли наши любимые книги со сказками. Их забрала Транжира.
Слайд 2
Она узнала, что у героев сказок появились проблемы, связанные с экономикой. Транжира решила попасть в сказки и помочь героям сказок. Но ведь она не знает правила поведения в ситуациях, связанных с деньгами. Она не умеет беречь свои вещи, трудиться. Транжира может навредить героям сказок своими советами. Давайте отправимся в страну Сказок и поможем героям решить их экономические проблемы. Тогда книги вернуться в нашу группу. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель: Попасть в страну Сказок нам поможет фея Копеечка, которая знает все о домашнем хозяйстве, деньгах, бюджете, ценах, товарах и услугах.
Воспитатель показывает фею Копеечку (театральная ростовая кукла). В руках у куклы план путешествия в страну сказок. Дети рассматривают план. Фея Копеечка: Я отправляю план нашего путешествия на волшебный экран.
План появляется на волшебном экране.
Слайд 3
Ход занятия:
Воспитатель: Перед началом путешествия давайте проведем зарядку для ума.
1. Зарядка для ума «Сказочные вопросы»
Задача: активизировать познавательную деятельность.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают:
• Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
• Кто выполнял все желания Емели? (щука)
• В какой сказке сказочный герой нес золотые яйца? (Курочка Ряба)
• Герой какой сказки нашел монетку и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
• В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
Воспитатель: На все «сказочные вопросы» вы ответили. Теперь в путь!
2. Гимнастическое упражнение «Ходьба по ребристой доске»
Задача: развивать общую моторику, обеспечить двигательный режим.
Ребята идут по ребристой доске и произносят слова:
Звучит аудиазапись песни «В гостях у сказки».
По дорожке мы пойдем,
В страну Сказок попадем.
Фея Копеечка: А вот и первая сказка.
На столе фигурки настольного театра «Теремок».
Фея Копеечка: В какой сказке мы оказались? (ответы детей)
3. Планшет-лист «Найди материалы для строительства дома»
Задача: закрепить представления о рациональном использовании природных ресурсов, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: планшет-лист формата А-4, простые карандаши.
Фея Копеечка: Из какого материала герои строили свой теремок? (ответы детей) Знаете ли вы, ребята, что надо беречь лес? Давайте поможем героям сказки построить теремок, не используя леса. Я приготовила планшет-лист.
Слайд 4
Вам надо отметить те материалы, которые используют при строительстве дома.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Оставим героям сказки памятку из каких материалов можно построить дом. а вот и первая книга сказок появилась.
Ребята благодарят героев сказки «Теремок».
4. Гимнастическое упражнение «Ходьба между кеглями»
Задача: развивать общую моторику, обеспечить двигательный режим.
Фея Копеечка: Отправляемся дальше. Вот впереди лес.
Ребята идут между кеглями, произнося слова:
Вот лесок впереди.
Надо нам его пройти.
Меж деревьев мы пойдем –
Снова в сказку попадем.
За кукольным столом сидит Буратино.
Фея Копеечка: В какой сказке мы оказались? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Буратино не знает, для чего нужны деньги? Предлагаю ему рассказать.
5. Речевая игра с монеткой «Для чего нам нужны деньги?»
Задача: закрепить элементарные представления о деньгах.
Материал: силуэт монетки (желтый круг).
Слайд 5
Дети становятся в круг, передают монетку друг другу и называют, для чего нужны деньги.
Воспитатель: Я думаю, Буратино запомнил, для чего нужны деньги. Посмотрите, вот еще одна книга появилась.
Ребята благодарят Буратино.
6. Гимнастическое упражнение «Прыжки с «кочку» на «кочку»
Задача: развивать общую моторику, обеспечить двигательный режим.
Фея Копеечка: Отправляемся дальше. Впереди болото.
Дети: Теперь болото на пути.
Его вам нужно перейти.
А как пройдем –
Вновь в сказку попадем.
Дети прыгают с «кочки» на «кочку».
На доске иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха».
Фея Копеечка: В какой сказке мы оказались? (ответы детей)
7. Дидактическая игра «Оцени товар»
Задача: закрепить экономическое понятие «товар», представления о взаимосвязи цены товара и количества труда, затраченного на его производство.
Материал: презентация, мультимедийный проектор, экран, карточки по количеству детей «копейка» и «купюра».
Воспитатель: Ребята, где Муха-Цокотуха купила самовар? (ответы детей) А где еще продаются товары? (ответы детей) Вы, ребята, знаете, что товары бывают разной стоимости – дорогие и дешевые. Муха-Цокотуха не может определить, какой из товаров дорогой, а какой дешевый. Давайте ей поможем.
Слайды 6 - 13
На экране появляются изображения различных товаров. Например: пылесос, ложка, игрушка, машина, телевизор, тетрадь, шуба, юбка. У детей карточки «копейка» и «купюра». Если товар дешевый, дети поднимают карточку «копейка». Если товар дорогой – «купюру».
Воспитатель: Муха благодарит вас за помощь. Посмотрите, вот еще одна книга появилась у нас в группе.
Ребята благодарят Муху-Цокотуху.
8. Имитационное упражнение «Плывем по реке»
Задача: развивать общую моторику, обеспечить двигательный режим.
Фея Копеечка: Отправляемся дальше. На пути у нас речка. Надо ее переплыть.
Дети выполняют имитационные движения пловца и произносят:
Дружно по реке плывем,
Снова в сказку попадем.
На столе герои сказки «Маша и Медведь» (куклы би-ба-бо).
Фея Копеечка: В какой сказке мы оказались? (ответы детей)
9. Экономическая игра «Услуга и товар»
Задача: закрепить экономические понятия «услуга», «товар», элементарные представления об экономических отношениях между людьми, воспитывать
уважение к труду.
Материал: презентация, мультимедийный проектор, экран, карточки с буквами «Т», «У» по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, вспомните, что делали Маша и Медведь в сказке? (ответы детей) Маша испекла пирожки, Медведь отнес их бабушке и дедушке. Значит, Маша произвела товар. А что такое товар, ребята? (это разные предметы, которые производят) А что такое услуга? (это помощь, которую можно предоставить другому человеку)
Воспитатель: Наши герои ничего не знают о товарах и услугах. Давайте расскажем, что это такое. Предлагаю поиграть в игру «Услуги и товары».
Слайды 14 - 24
На экране сюжетные картинки: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма, Машенька подметает пол, Печка прячет детей, Три поросенка строят дом. Если на картинке производится товар, дети поднимают карточку с буквой «Т». если на картинке оказывается услуга, дети поднимают карточку с буквой «У».
Воспитатель: Наши герои научились различать товары и услуги. Посмотрите, вот следующая книга появилась у нас.
Ребята благодарят Машу и Медведя.
10. Имитационное упражнение «Перепрыгни через яму»
Задача: развивать общую моторику, обеспечить двигательный режим.
Фея Копеечка: Отправляемся дальше. На пути у нас глубокая яма. Надо через яму перепрыгнуть.
Дети выполняют прыжки в длину с места.
На столе иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».
Фея Копеечка: В какой сказке мы оказались? (ответы детей)
11. Дидактическая игра «Кто как работает?»
Задача: развивать умения давать нравственную оценку поступкам героев,
закрепить понятия «трудолюбивый», «ленивый», воспитывать уважение к труду, трудолюбие.
Материал: презентация, мультимедийный проектор, экран, карточки «солнышко», «тучка».
Воспитатель: Вспомните, что случилась с Зайцем в сказке? (ответы детей) Давайте объясним Лисе, что надо честно трудиться, что за труд бывает награда, расскажем о трудолюбивых и ленивых героях сказок.
Слайды 25 - 31
На экране появляются изображения сказочных героев: Золушка, Буратино, старуха из сказки А. С. Пушкина, Кот в сапогах, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Лисичка-сестричка.
Если герой трудолюбивый, дети поднимают солнышко, если ленивый – тучку.
Фея Копеечка: Лиса пообещала больше не обижать зайца и построить себе домик. Она говорит вам «спасибо».
Воспитатель: Посмотрите, еще одна книга сказок появилась. Как много у нас в группе стало книг со сказками. Книги вернули нам герои сказок, а мы, ребята, помогли героям решить их проблемы, связанные с экономикой. Ведь друзья должны помогать друг другу! Дружба всегда побеждает!
Слайд 32
Дети благодарят героев сказок, Фею Копеечку за помощь.
Ребенок 1: Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Ребенок 2: В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Дети: (вместе) А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся,
А героям на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищите вы всегда
Умными все станете тогда!
Окончание занятия:
Воспитатель: Мы можем возвращаться назад в детский сад.
1. Подведение итогов.
Вопросы к воспитанникам:
- Понравилось ли вам помогать сказочным героям?
- Каким героям мы помогли решить их финансовые проблемы?
- Удалось ли нам победить Транжиру?