Eлена Щибря
Экскурсия «По экологической тропинке»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия : «По экологической тропинке».
Цели экскурсий :
- Уточнить знания детей о состоянии растений весной, дать понятие об экологической системе.
- Развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: состояние неживой природы – растительный мир – животный мир; развивать речь детей, умение подбирать определения к слову.
Публикация «Экскурсия „По экологической тропинке“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Воспитывать у детей потребность в общении с природой и бережном отношении; прививать любовь к природе, развивать понимание красоты окружающего мира; практическими делами охранять и беречь природу.
Задачи:
- Воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
- Формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
Назначение: учебно-познавательная экологическая тропа
Название тропы : «Прогулка в школьный парк»
Предварительная работа: Беседа о правилах поведения на природе.
Ход экскурсии
1. Организационный момент.
Учитель. Ребята что же такое экология? Экологическая тропа?
Наше занятие сегодня посвящено экологической тропе. Мы сегодня пройдем по экологической тропе, для того, чтобы вы увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк желания сохранить природу. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждёт вас!
Экологическая тропа – это маршрут в лесу, парке, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы.
2. Вводная беседа.
Учитель. – Ребята посмотрите вокруг опишите сегодняшний день. Какой он?
Дети. – Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый.
Учитель. – Для того чтобы узнать, чем мы будем заниматься, нужно отгадать загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Дети. – Сегодня мы будем говорить о весне.
Учитель. – Не только говорить, но и наблюдать весеннюю природу. Сегодня мы идем в школьный парк. Вы хотите прогуляться по этой тропинке, узнать много интересного?
- На каждой лесной тропинке нам будут встречаться чудеса.
Тропинка здоровья вглубь парка идет
К весеннему царству она приведет,
Будем мы в царстве растений гулять,
Воздухом свежим и чистым дышать.
Когда ты идешь по тропинке весной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой:
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит “отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень,
Вопрос за вопросом, и так целый день!
Пойдем-ка, дружок, по тропинке с тобой
Ответы искать в нашем парке весной.
3. Проведение экскурсии.
Учитель. Итак, мы оказались в нашем небольшом парке. Оглянитесь вокруг, полюбуйтесь красотой весеннего парка, когда оживает и просыпается природа. Что почувствовали, услышали?
Дети. Свежесть, пение птиц….
Учитель. Как же мы будем вести себя на природе?
(ответы ребят, не кричать, не пугать животных, насекомых, ходить только по тропинке, чтобы не обидеть растения)
Учитель. Но прежде чем отправиться в путь по тропинке, я напомню вам правила поведения в парке.
Если в парк пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только ты не забывай,
Громко здесь нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки
С этой убегут опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
В парке ты всего лишь гость,
И плохое ты отбрось.
Покой парка береги,
Жители его нам не враги.
Учитель. – Запомнили эти правила? Старайтесь их выполнять, а то природа затаится, испугается – и вы не узнаете ни одной ее тайны, а тайн у природы много.
1 остановка: «Парк– наше богатство».
Учитель. Мы отправляемся в путешествие по тропинке.
Обратите внимание на то, что растения в парке располагаются ярусами: первый ярус – травы, второй – кустарники, третий – деревья.
Учитель. Чем хвойные деревья отличаются от кустарниковых и лиственных деревьев? Кто может назвать значение деревьев для природы и хозяйственной деятельности человека? (ответы ребят)
Учитель. На самом деле воздух хвойных деревьев чище, так как хвойные иголочки выделяют фитонциды – особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы, бактерии, вредные грибки. Особенно целебна в этом отношении сосна. Недаром многие санатории, дома отдыха, детские лагеря размещены именно в сосновых лесах. Все хвойные деревья полезны для здоровья человека, очищают воздух от пыли и болезнетворных микробов. Хвойные деревья широко используются в хозяйственных целях и деятельности.
Учитель. – Ребята, отгадайте загадку:
По всем странам славится
Стройная красавица;
Белые одежки,
Золоты сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Как называется это дерево?
Дети. – Береза.
Учитель. – Береза действительно дерево или, может быть, кустарник?
Дети. – Дерево.
Учитель. – Почему вы так думаете? Как расположены ветки по отношению к стволу?
- Какого цвета кора у березы? Зачем дереву нужна кора?
(Дети рассматривают березу и отвечают на вопросы.)
- Дотроньтесь до коры березы. Какой у нее ствол?
Дети. – Холодный.
Учитель. – Береза – единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.
Ребята, посмотрите внимательно на веточки березы; что вы на них видите?
Дети. – Набухшие почки.
Учитель. – Так просыпается береза от долгого сна. В почках долгую зиму спали листочки, а с наступлением весны – они постепенно просыпаются. На березке появятся не только листочки, но и сережки.
Ребята, как вы думаете, почему у лиственных деревьев только весной набухают почки?
Дети. – Потому, что становится теплее, снег тает…
Учитель. – Начинается сокодвижение, и деревья просыпаются. Давайте попрощаемся с русской красавицей и пойдем дальше.
Учитель. – Ребята, посмотрите какое это дерево?
Дети. – Это тополь.
Учитель. - По каким признакам вы определили?
Какого цвета кора?
Учитель. – А это ива. Ива очень неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол, воткнут в землю – сама примется, пустит корни, начнет расти и ветвиться неприхотливая ива. В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Обратите внимание на свисающие ветви ивы.
2 остановка: «Зеленая аптека».
Учитель. Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на окраинах полей, на склонах оврагов появляются золотые головки мать и мачехи. Мать и мачеха – лекарственное растение, лечит от простудных заболеваний.
Ребята, кто из вас знает, почему это растение получило такое название?
Дети. Верхняя сторона листа – холодная (мачеха, а нижняя – теплая (мать).
Учитель. А теперь кто назовет другие растения, чем они служат для человека? (подорожник, чистотел, череда, календула, крапива)
Учитель. Так же надо отметить, что собирать эти растения надо вдали от дорог, так как проезжающие мимо машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие очень вредные для здоровья вещества. А растущие вдоль дорог растения впитывают их. Лекарственные растения надо беречь, без надобности не рвать и не вытаптывать, собирать в небольших количествах, стараясь не повредить корневую систему.
3 остановка: «Защитим пернатое племя».
Учитель. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – естественные, учитывая их суточную активность, кому они принадлежат. А вы что можете сказать о птицах? Насекомых?
(ответы ребят)
Викторина о птицах. Узнайте птицу и расскажите о ней.
1. Я день-деньской стучу-стучу,
Я врач лесной. Я лес лечу
2. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто?.
3. Синяя косынка, тёмненькая спинка
Маленькая птичка. Зовут её.
4. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)
5. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)
6. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)
7. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
Учитель. Молодцы ребята! А теперь понаблюдаем за жилищем птиц.
(Наблюдение за скворечником).
1. Как вы думаете, чье это жилье?
2. Кто приготовил для скворца это искусственное жилье?
3. Какие птицы могут селиться в таких дуплах, кроме скворцов?
4. Что вы знаете о жизни скворцов?
5. Почему человек так о них заботиться?
6. Какую пользу приносят скворцы?
7. Кто из вас мастерил весной скворечник?
Учитель. Скворцы приносят огромную пользу человеку, поэтому люди заботятся о них и стараются поселить этих птиц у себя в саду, чтобы скворцы очистили сад от вредителей, тем самым человек помогает сохранению природы. К тому скворцы великолепные певцы.
Тренинг «Сила от природы»
- А теперь двигаемся дальше.
Учитель. Жизнь у деревьев такая же как и у людей: они тоже рождаются, живут и гибнут. Рождаясь дерево борется за свою жизнь на земле и местом под солнцем. И также как у людей, у деревьев есть тоже много друзей (игривый теплый ветерок, веселые щебечущие птички, соседние деревья и т. д). У деревьев есть и обидчики – люди которые губят деревья, обламывают ветки, рубят и обрывают листья. Несмотря на разные жестокости дерево стойко переносит все обиды и умеет радоваться своей жизни. Так давайте всегда любить и никогда не обижать деревья, ведь они тоже наши вечные друзья!
Учитель. Встаньте под любое дерево, обнимите его, полюбуйтесь его красотой, ощутите, как “бегут” под корой первые весенние соки, насыщая энергией дерево. Обнимание деревьев способствует улучшению настроения и придает энергии. Обнимая дерево, человек испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.
Представьте себя деревом. Что вы почувствовали?
Дети. ( ответы ребят: я стала такой же большой, как это дерево. У меня появилось больше сил)
Учитель. – Нежно погладьте дерево по стволу, поблагодарите его за то, что оно поделилось с вами своей силой и здоровьем.
IV. Подведение итогов экскурсии.
Закончилось наше путешествие по экологической тропе. Ответь, пожалуйста, используя «Я- высказывание» : - Я узнал. Я поразился или удивился. Я предложил, Я понял, что, Я задумался о, Я смог, Я попробую…