Получи документы

Экспериментальная деятельность (из опыта работы)

Любовь Кононенко
Экспериментальная деятельность (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментальная деятельность (из опыта работы

Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.

Решая различные познавательно практические задачи вместе со сверстниками, дети учатся анализировать, практически мыслить. Удивление, радость от успеха, гордость при одобрении взрослого формирует у ребенка уверенность в собственных силах, побуждают к дальнейшему исследовательскому поиску. А детям логопедической группы особенно важно развивать мелкую мускулатуру рук для дальнейшей мыслительной деятельности.

Публикация «Экспериментальная деятельность (из опыта работы)» размещена в разделах

Так, играя с детьми в песочнице построили замок и «заселили» жителей, представив, что замок находится в пустыне. Дети прятали клады и отыскивали их по следам. Игра их очень увлекла. Решили постройку оставить и продолжить игру после обеда. Но пошел дождь и все смыл. Дети очень огорчились. Я предложила им подумать и объяснить, почему это произошло, а ведь дома людей выдерживают любую непогоду.

Вот мы и стали с детьми исследовать свойства песка. Он сыпуч, строить можно из сырого песка, но при высыхании рассыпается.

А найдя в песке куски глины, и сравнив с песком, сделали вывод, что глина лепится как пластилин и при высыхании сохраняет свои формы.

Детей это очень увлекло, и они просили продлить игру. И это подтолкнуло меня заняться с детьми опытническо-исследовательской деятельностью.

Были разработаны для родителей анкетирование на тему: «Экологическое воспитание в детском саду».

Проанализировав анкеты, я решила провести родительское собрание, на котором познакомила с планом исследовательской работы, о том какие опыты хотела бы провести с детьми и, что для этого необходимо. Родители одобрили план по опытнической деятельности и предложили помощь в оснащении мини лаборатории в групповой комнате.

Мини лаборатория оснащена несложным, но необходимым материалом. Это дает возможность педагогу:

- работать с детьми, малыми группами;

- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории организуется один раз в неделю в течение 20-30 минут, или на улице, во время прогулки, если этого требует цель опыта.

Во время занятия проводится два - три эксперимента в зависимости от сложности.

Поскольку игра-ведущая деятельность дошкольников, то структура проведения игры-экспериментирования — это приход персонажа «Капельки», галчонка «Любознайки» или игрушки-мальчика «Почемучки», которые обращаются с просьбой или предлагают разрешить спор.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе.

Чтобы познакомить с условиями необходимыми для жизни растений, мы провели такой опыт.

Подготовили три луковицы и три баночки для эксперимента. Первую баночку пометили красным, желтым и голубым кружочками. Вторую баночку пометили желтым, синим и голубым кружком. Третью баночку пометили желтым, красным и белым кружком. Поставили луковицы и стали наблюдать. А обозначение кружков такое:

красный - тепло, желтый - свет, голубой - вода в баночке, белый - нет воды в баночке, синий - баночка помещается в холодном месте. И наблюдали на протяжении трех недель.

В результате наблюдений самостоятельно пришли к выводу: для роста растений необходимы свет, тепло, вода; прорастают в первую очередь те растения, у которых имеется запас питательных веществ;

без должного количества света растения становятся бледными и отстают в росте.

Дети фиксировали свои наблюдения в рисунках. Закрепить полученные знания можно на прогулке, когда сойдет снег и установятся теплые деньки, предложить игру «Кто быстрее найдет Счастливчика и Неудачника».

Детям необходимо обследовать территорию площадки или детского сада с целью обнаружения первых зеленых, молодых «веселых» травинок и «грустных», слабых травинок, с трудом пробивающихся из- под опавших листьев или камней. И после этого наблюдения предложить детям изобразить счастливую травинку, растущую на открытом солнечном месте, и несчастную, живущую в тени и тесноте.

Дети убеждаются в том, что растения-живые, чувствующие организмы и способны приноравливаться к противоречивым условиям.

Часто мы видим малышей собравшихся возле лужи, после дождя. Отыскав палочку, малыш начинает возиться в грязной луже. Что это баловство? Отнюдь нет. Его действия вызваны исключительно природным любопытством. Подобную деятельность Н. Н. Подъяков назвал «бескорыстным» экспериментированием и считал ее показателем умственной активности ребенка. Ведь без нее невозможно нормальное и творческое развитие детей.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. На их примере дети постигают причинно-следственные связи в окружающем мире.

Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ним. Ребенку нужно самому быть творцом. И это очень важный воспитательный момент.

Дети с интересом проводят опыты, анализируя их, а в конце исследования обсуждают интересные для них моменты.

Из всего сказанного можно сделать вывод: исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. И в дальнейшей жизни ребенка все эти знания ему пригодятся.

Публикации по теме:

Формы и методы работы в детской лаборатории В детской лаборатории я использую разнообразные формы и методы работы: - игровая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, групповая;.

Презентация «Нюхаем, трогаем, пробуем». Экспериментирование в старшей группе Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. После проведения экспериментов у детей возникает множество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность (из опыта работы)
Опубликовано: 1 марта 2015 в 14:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кононенко (УИ 224254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД