Любовь Кононенко
Экспериментальная деятельность (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность (из опыта работы
Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира.
Решая различные познавательно практические задачи вместе со сверстниками, дети учатся анализировать, практически мыслить. Удивление, радость от успеха, гордость при одобрении взрослого формирует у ребенка уверенность в собственных силах, побуждают к дальнейшему исследовательскому поиску. А детям логопедической группы особенно важно развивать мелкую мускулатуру рук для дальнейшей мыслительной деятельности.
Публикация «Экспериментальная деятельность (из опыта работы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Так, играя с детьми в песочнице построили замок и «заселили» жителей, представив, что замок находится в пустыне. Дети прятали клады и отыскивали их по следам. Игра их очень увлекла. Решили постройку оставить и продолжить игру после обеда. Но пошел дождь и все смыл. Дети очень огорчились. Я предложила им подумать и объяснить, почему это произошло, а ведь дома людей выдерживают любую непогоду.
Вот мы и стали с детьми исследовать свойства песка. Он сыпуч, строить можно из сырого песка, но при высыхании рассыпается.
А найдя в песке куски глины, и сравнив с песком, сделали вывод, что глина лепится как пластилин и при высыхании сохраняет свои формы.
Детей это очень увлекло, и они просили продлить игру. И это подтолкнуло меня заняться с детьми опытническо-исследовательской деятельностью.
Были разработаны для родителей анкетирование на тему: «Экологическое воспитание в детском саду».
Проанализировав анкеты, я решила провести родительское собрание, на котором познакомила с планом исследовательской работы, о том какие опыты хотела бы провести с детьми и, что для этого необходимо. Родители одобрили план по опытнической деятельности и предложили помощь в оснащении мини лаборатории в групповой комнате.
Мини лаборатория оснащена несложным, но необходимым материалом. Это дает возможность педагогу:
- работать с детьми, малыми группами;
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории организуется один раз в неделю в течение 20-30 минут, или на улице, во время прогулки, если этого требует цель опыта.
Во время занятия проводится два - три эксперимента в зависимости от сложности.
Поскольку игра-ведущая деятельность дошкольников, то структура проведения игры-экспериментирования — это приход персонажа «Капельки», галчонка «Любознайки» или игрушки-мальчика «Почемучки», которые обращаются с просьбой или предлагают разрешить спор.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе.
Чтобы познакомить с условиями необходимыми для жизни растений, мы провели такой опыт.
Подготовили три луковицы и три баночки для эксперимента. Первую баночку пометили красным, желтым и голубым кружочками. Вторую баночку пометили желтым, синим и голубым кружком. Третью баночку пометили желтым, красным и белым кружком. Поставили луковицы и стали наблюдать. А обозначение кружков такое:
красный - тепло, желтый - свет, голубой - вода в баночке, белый - нет воды в баночке, синий - баночка помещается в холодном месте. И наблюдали на протяжении трех недель.
В результате наблюдений самостоятельно пришли к выводу: для роста растений необходимы свет, тепло, вода; прорастают в первую очередь те растения, у которых имеется запас питательных веществ;
без должного количества света растения становятся бледными и отстают в росте.
Дети фиксировали свои наблюдения в рисунках. Закрепить полученные знания можно на прогулке, когда сойдет снег и установятся теплые деньки, предложить игру «Кто быстрее найдет Счастливчика и Неудачника».
Детям необходимо обследовать территорию площадки или детского сада с целью обнаружения первых зеленых, молодых «веселых» травинок и «грустных», слабых травинок, с трудом пробивающихся из- под опавших листьев или камней. И после этого наблюдения предложить детям изобразить счастливую травинку, растущую на открытом солнечном месте, и несчастную, живущую в тени и тесноте.
Дети убеждаются в том, что растения-живые, чувствующие организмы и способны приноравливаться к противоречивым условиям.
Часто мы видим малышей собравшихся возле лужи, после дождя. Отыскав палочку, малыш начинает возиться в грязной луже. Что это баловство? Отнюдь нет. Его действия вызваны исключительно природным любопытством. Подобную деятельность Н. Н. Подъяков назвал «бескорыстным» экспериментированием и считал ее показателем умственной активности ребенка. Ведь без нее невозможно нормальное и творческое развитие детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. На их примере дети постигают причинно-следственные связи в окружающем мире.
Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ним. Ребенку нужно самому быть творцом. И это очень важный воспитательный момент.
Дети с интересом проводят опыты, анализируя их, а в конце исследования обсуждают интересные для них моменты.
Из всего сказанного можно сделать вывод: исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. И в дальнейшей жизни ребенка все эти знания ему пригодятся.