Ольга Курочкина
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что 5-летних детей называют "почемучками". Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая : каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.
Публикация «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В процессе экспериментальных действий дошкольники преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В процессе самостоятельной поисковой деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент :
- познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, его свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, экспериментирует со словами;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого - не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и ”как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Понимая значение экспериментирования для познавательного развития ребёнка, мы оборудовали в группе мини – лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
• Развитие у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания, фильтрования)
• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарение, магнетизм, сила тяготения и др.)
• Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
• Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
2. Развитие умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли и т. д.)
3. Развитие у детей умственных способностей.
• Развитие мыслительных способностей : анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Мини-лаборатория расположена в удобном для детей месте, где достаточно тихо и свободно. Здесь созданы условия для опытно-экспериментальной деятельности, и каждый ребенок может удовлетворить свою потребность в активной познавательной деятельности. Все материалы и оборудование находятся в свободном пользовании детей.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.
Дети учатся проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений» : опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка, опыт, доказывающий движение воды по стеблю (опыт с трубочками, испарение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка) и т. д.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыпется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Особенно интересны для детей моделирующие эксперименты. Например, ребенок захотел узнать и измерить силу землетрясения. Как это можно сделать? С чем сравнить? Попробовал разорвать сложенную в несколько раз газету – не получилось. Сам сделал вывод: силы рук не хватает, чтобы разорвать газету, а сила землетрясения разрушает большие площади.
Задача педагога на этапе практической исследовательской деятельности – выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Экспериментирование может использоваться и в различных видах самостоятельной деятельности детей. В лаборатории находятся карточки – «темы» возможных исследований с изображением животных растений, зданий и др., а также карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека и т. д. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивают своих родителей, педагогов, детей из других групп об интересующем их вопросе, тем самым обмениваются знаниями и опытом. Также обращаются к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просят прочитать взрослых.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
Организация работы в форме экспериментальной, поисково-познавательной деятельности способствует формированию у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, а также развитию собственного познавательного опыта.
Список литературы
1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! //Дошкольное воспитание. -2004.-№ 8.-с. 29-32.
4. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. //Ребенок в детском саду. - № 3, 4, 5- 2003
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Подред. Л. Н. Прохоровой. -М. :2004
6. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст. - М., 2000.- 112с.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.