Папки-передвижки

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Аноним
Экспериментальная деятельность в ДОУ

Одна из важнейших задач занятий по ознакомлению дошкольника с окружающим миром заключается в том, чтобы сформировать у него целостное восприятие и представление о всевозможных явлениях и предметах окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром обеспечивает существенное развитие компонентов умственной деятельности воспитанников лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний.

Публикация «Экспериментальная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

Знакомство с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка – учит его быть внимательным к тому, что вокруг: смотреть и видеть, слушать и слышать, осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любозна-тельность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Деятельность по ознакомлению с окружающим миром включает в себя:

- ознакомление с явлениями социальной жизни;

- ознакомление с предметом миром, созданным человеком;

- ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интен-сивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачами экспериментальной деятельности дошкольника являются:

1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого воспитанника.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых. И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности - детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к изменению как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент са-моразвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Дошкольники учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения в свободное время. Особое значение экспериментирования заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами детского сада, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Список литературы:

1. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012.

2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

3. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М. : Народное образование, 2008. – 256 с.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Маленькая исследовательница!Маленькая исследовательница! Как много вокруг интересного и нового когда рядом твой ребёнок с удивлёнными глазами! Так малыши познают что окружающие его предметы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 13:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД