Людмила Потоцкая
Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы исследования «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» бесспорна на сегодняшний день, так как взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Многочисленные исследования в области проблем обеспечения экологической безопасности, а также имеющийся опыт различных стран к настоящему времени позволили сделать вывод, что если общество не обладает определенным уровнем экологической культуры, то все попытки изменить существующую на сегодняшний день экологическую ситуацию будут безрезультатными.
Публикация «Экспериментально-исследовательская работа „Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Таким образом, первоочередной задачей в решении экологических проблем на сегодняшний день является повышение экологической культуры общества, одним из способов достижения данной цели является развитие системы экологического образования и воспитания, затрагивающей все возрастные категории.
Экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.
Экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.
Но особенно важно закладывать основы экологического образования и культуры еще в детстве, т. к. именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и отношения к окружающему миру. При этом необходимо принимать в расчет особенности восприятия окружающего мира детьми – для них крайне необходимо, чтобы предмет можно было увидеть, пощупать и т. д. К сожалению, в современном быстро развивающемся мире у ребенка проживающего в мегаполисе не всегда есть возможность общения с природой. А поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, именно воспитатели должны стараться обеспечить общение ребенка с природой, искать любые пути, чтобы восполнить этот пробел. Таким образом, проблема исследования заключается в поиске доступных средств для обеспечения контакта детей с живой природой, применимых в детском саду. Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.
Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.
Актуальность данного вопроса определила тему исследования: «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования является - экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Целью данной работы является : использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть теоретические аспекты использования уголка природы как средства обогащения знаний о живом организме детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику и оценить исходный уровень экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить влияние уголка природы как средства обучения на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании уголка живой природы.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования:
- анализ психологической, педагогической и методической литературы;
-диагностирование дошкольников;
-наблюдение;
- экспериментирование.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования уголка живой природы, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.
Экспериментальной базой исследования является МАДОУ детский сад № 187 города Хабаровска. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в возрасте от 5-6 лет.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического характера. В первой главе – «Теоретические основы исследования уголка природы как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» описывается понятие и задача экологического воспитания в дошкольном возрасте. Вторая часть – «Практическое исследование влияния уголка живой природы на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» содержит вопросы и анализ диагностики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста проведенного на базе МАДОУ № 187 города Хабаровска.