Получи документы

Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей»

Людмила Потоцкая
Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей»

Актуальность выбранной темы исследования «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» бесспорна на сегодняшний день, так как взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Многочисленные исследования в области проблем обеспечения экологической безопасности, а также имеющийся опыт различных стран к настоящему времени позволили сделать вывод, что если общество не обладает определенным уровнем экологической культуры, то все попытки изменить существующую на сегодняшний день экологическую ситуацию будут безрезультатными.

Публикация «Экспериментально-исследовательская работа „Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах

Таким образом, первоочередной задачей в решении экологических проблем на сегодняшний день является повышение экологической культуры общества, одним из способов достижения данной цели является развитие системы экологического образования и воспитания, затрагивающей все возрастные категории.

Экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.

Экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.

Но особенно важно закладывать основы экологического образования и культуры еще в детстве, т. к. именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и отношения к окружающему миру. При этом необходимо принимать в расчет особенности восприятия окружающего мира детьми – для них крайне необходимо, чтобы предмет можно было увидеть, пощупать и т. д. К сожалению, в современном быстро развивающемся мире у ребенка проживающего в мегаполисе не всегда есть возможность общения с природой. А поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, именно воспитатели должны стараться обеспечить общение ребенка с природой, искать любые пути, чтобы восполнить этот пробел. Таким образом, проблема исследования заключается в поиске доступных средств для обеспечения контакта детей с живой природой, применимых в детском саду. Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.

Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Актуальность данного вопроса определила тему исследования: «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Объектом исследования является - экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной работы является : использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть теоретические аспекты использования уголка природы как средства обогащения знаний о живом организме детей среднего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику и оценить исходный уровень экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

4. Определить влияние уголка природы как средства обучения на обогащение экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: воспитание основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании уголка живой природы.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования:

- анализ психологической, педагогической и методической литературы;

-диагностирование дошкольников;

-наблюдение;

- экспериментирование.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в исследовании собраны и определены условия использования уголка живой природы, способствующие экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.

Экспериментальной базой исследования является МАДОУ детский сад № 187 города Хабаровска. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в возрасте от 5-6 лет.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав теоретического и практического характера. В первой главе – «Теоретические основы исследования уголка природы как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» описывается понятие и задача экологического воспитания в дошкольном возрасте. Вторая часть – «Практическое исследование влияния уголка живой природы на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» содержит вопросы и анализ диагностики экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста проведенного на базе МАДОУ № 187 города Хабаровска.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природыИспользование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по ознакомлению с миром живой природы. Задачи: • Активизировать лексический словарь. • Развивать.

«Использование современных технологий в экологическом воспитании». Опыт работы по их использованию В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается.

Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста “Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не.

Использование игр в экологическом воспитании Отдел образования Администрации Шахунского района Творческая работа (описание педагогического опыта) Использование игр в экологическом.

Использование игр в экологическом воспитании дошкольников Полученные в ходе работы результаты свидетельствуют о положительном влиянии и целесообразности разработанной системы работы по экологическому.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка» Каждый родитель знает, что воспитание ребенка начинается с первых минут его жизни. Ребенок в столь юном возрасте не может говорить, но.

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Видео Калинина Ирина Геннадьевна Презентация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников». Тема моего выступления «Использование.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

Детская экспериментально-исследовательская работа «Вода — удивительное вещество» МБДОУ «РОВЕНЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ВОДА – УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО» Воспитатель:.

Экспериментально-исследовательская работа в средней группе «Ветка сирени»Экспериментально-исследовательская работа в средней группе «Ветка сирени» Экспериментально-исследовательская работа в средней группе Тема: «Ветка сирени» К экологическому проекту «Первые шаги весны». Цели • Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей»
Опубликовано: 10 августа 2016 в 06:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД