Татьяна Чуприна
Экспериментируем со второй младшей группой
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащать яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Публикация «Экспериментируем со второй младшей группой» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В детском саду создана необходимая для проведения исследований развивающая среда – экологическая лаборатория, оснащённая оборудованием, разнообразными материалами. Вместе с детьми проводим опыты, обсуждаем их результаты. Эксперименты проводим не только кратковременные, но и длительные.
Прежде чем приступить к ним, мы составляем план предстоящей деятельности.
1. Выбираем объект исследования.
2. Подбираем оборудование.
3. Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
4. Определяем, для чего проводится опыт.
5. Закрепляем последовательность действий.
6. Вспоминаем правила безопасности.
7. Проводим эксперимент.
8. Фиксируем результаты в альбоме.
9. Анализируем результаты.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Далее приводятся примерные конспекты занятий, включающих экспериментальную деятельность с детьми разного возраста.
Прокати шарик
Цель: Познакомить с движением тела наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.
Материал: Желобок, шарик-колобок, лист бумаги, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик-колобок. Посмотрите, какой он красивый.
Первый эксперимент. «Шарик-колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он движется по инерции вперёд, постепенно уменьшает скорость, останавливается).
Второй эксперимент. «Шарик-колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону желобка приподнять) и покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с большей скоростью, чем по прямой).
Воспитатель: Как вы думаете, по какой дорожке шарику-колобку больше понравилось кататься?
Потом дети рисуют колобков и подводят итоги своей экспериментальной деятельности (по прямой дорожке шарик-колобок катился медленно и вскоре остановился: скорость движения была маленькой; с наклонной плоскости шарик-колобок двигался с большей скоростью и укатился далеко).
Вкусный сок
Цель: Познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность.
Материал: Один мандарин, два марлевые салфетки, одна ситцевая, стеклянный стакан, блюдце, лист бумаги, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Мы делили мандарин,
Много нас, а он один.
Эта долька для тебя,
Эти дольки для ребят.
Какой красивый мандарин!
Давайте мы его съедим.
Вы любите соки?
Дети: Да! Очень!
Воспитатель: Хотите научиться их готовить?
Дети: Да!
Первый этап. Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (Кожура душистая, сочная, капельки разлетаются во все стороны.)
Второй этап. Дети отделяют дольки друг от друга. (Их много, они мягкие, сочные.)
Третий этап. Накрывают стаканчик салфеткой из марли. Одну дольку мандарина завертывают в салфетку кладут и выжимают сок над стаканчиком.
Четвёртый этап. Процеживают сок через салфетку. Можно пробовать!
Воспитатель: Молодцы! Мойте руки. Далее дети рисуют сначала целый мандарин, потом – дольки. Подводят итоги деятельности: сок мандарина вкусный; он «прячется» и в кожуре, и в дольках.
Вывод: сок можно готовить из овощей и фруктов.
Играем с красками
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность и усидчивость.
Материал: Две баночки с прозрачной водой, краски лопаточка, салфетка, лист бумаги, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зелёные – разные.
Первый эксперимент. В банку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется.)
Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавить синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно.)
Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух банок. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой.)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно).
Послушный ветерок
Цель: Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.
Материал: Ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетки, лист бумаги, карандаши.
Ход занятия
Воспитатель: Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Первый эксперимент. Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывёт медленно.)
Второй эксперимент. Делают тоже с силой. (Кораблик плывёт быстрее.)
Дети зарисовывают ход эксперимента (при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном увеличивает скорость)
Прятки
Цель: Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: Две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая- с подкрашенной, камешки, салфетка, лист бумаги, карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель:. Что вы видите в баночках? Какого цвета вода? Хотите поиграть камешками в прятки?
Дети: Да!
Первый этап. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. (Он тяжелый, опустился на дно.) Почему камешек видно? (Вода прозрачная.)
Второй этап. Дети опускают камушек в подкрашенную воду. Что происходит? (Камешка не видно: вода подкрашена, непрозрачная.)
Дети делают зарисовки и подводят итоги (в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны).