Елена Ратегова
Эксурсия в мини-музей «Ознакомление детей с природными зонами России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с природными зонами России.
Задачи.
Образовательные: научить детей различать природные зоны России, растительный и животный мир, формировать познавательный интерес, обогатить словарный запас детей.
Развивающие: развивать речевую активность.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование.
Публикация «Эксурсия в мини-музей „Ознакомление детей с природными зонами России“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Моя Родина Россия
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Природные зоны Земли
- Темочки
Интерактивная доска, аудиозаписи, настольно –печатные игры (разрезные картинки, кто где живет, альбомы природных зон, макеты природных зон, карта природных зон России, цветные карточки.
Содержание организованной деятельности.
Воспитатель:
Двери музея сегодня открыты,
Природные зоны вы посетите,
Приглашаю сегодня гостей,
Посетить наш мини-музей.
Воспитатель: Перед вами карта природных зон России. Первая зона- это зона арктических пустынь. Каким цветом она обозначена на карте? (ответы детей). Вторая зона- зона тундры. Каким цветом она обозначена? (ответы детей). Третья зона- это зона лесов. Каким цветом обозначена эта зона? (ответы детей). Четвертая зона- это зона степей. Каким цветом она обозначена? (ответы детей). Пятая зона – это зона пустынь. Каким цветом обозначена эта зона? (ответы детей). А сейчас я вам подробно расскажу о каждой из этих зон. Обратите внимание на первый макет нашего музея. Это зона арктических пустынь. Самый север нашей страны. Это ледяная зона. Возможно, именно там и живет Снежная Королева. Снежный покров держится весь год. Летом температура воздуха редко поднимается выше нуля. В Арктике никогда не бывает ливней и гроз. Растительность отсутствует. Животный мир Арктики – это морские обитатели (тюлени, моржи, морские зайцы, морские свиньи, касатки, синие гренландские киты, сейвалы, нарвалы, финвалы, горбачи, белые медведи гагарки, чистики). Постоянного населения в зоне Арктики нет, там нет городов, деревень, там живут исследователи – полярники, которые изучают Арктику.
А сейчас перейдем к следующей природной зоне.
Здравствуй, тундра, полная чудес,
Ты о чем пуржишь зимою?
Полярной ночью злою,
Что в глуши твоей таится,
Что за зверь и что за птица?
Все открой не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
В тундре климат зимой холодный, морозный, частые метели. Ребята, представьте, что вам стало холодно. Давайте погреемся.
Физ. минутка.
В тундре нам мороз не страшен,
Лишь ленивым он опасен,
Щечки дружно растираем
И про нос не забываем.
Головою покачали,
По коленям постучали,
По плечам похлопали,
Ножками потопали.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и согрелись. В тундре зимой темно и днем и ночью - это полярная ночь. Когда наступает весна, на горизонте появляется солнышко. Тогда в тундре днем и ночью светло – это полярный день. Весной в тундре растительность скудная. Там нет высоких деревьев. В тундре растут карликовые ивы, карликовые березы, карликовые ели. Ребята, а кто знает, что обозначает слово карликовые? (ответы детей). Так же в
тундре растет мох, лишайник, ягель, брусника, голубика, морошка. Ребята, может кто-то из вас знает какие животные живут в тундре (воспитатель добавляет ответы детей, перечисляет и показывает картинки животных, которые живут в тундре
(белый медведь, бурый медведь, овцебык, тундровый волк, писец, заяц, лемминг, полярная сова, куропатка и т. д). Ребята, отгадайте загадку:
Он сильный, он быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот,
Он лишайник, ягель рвет.
(северный олень)
Воспитатель показывает экспонат северного оленя.
Воспитатель: Олень является главным помощником коренного населения тундры, чукчей. Чукчи – это люди, которые живут в тундре. Давайте рассмотрим как выглядят чукчи. Чукчи запрягают оленьи упряжки. На оленьих упряжках они перевозят грузы, ездят друг к другу в гости, на охоту, на рыбалку. А живут чукчи в чумах. Ребята, скажите из чего сделаны наши дома (ответы детей : из дерева и кирпича).
Воспитатель : Верно. А у чукчей дома сделаны из длинных шестов и покрытия. (Воспитатель показывает макеты летнего чума и зимнего чума.) Летом покрытие сделано из брезента, который защищает от дождя и ветра. А зимой покрытие сделано из оленьих шкур, которые защищают от метелей и мороза. Чукчи ведут кочевой образ жизни, потому что пасут оленей. Им нужно часто переезжать с одного пастбища на другое, поэтому чукчи делают себе дома, которые можно быстро разобрать и собрать.
Воспитатель: в тундре есть одно замечательное, удивительное явление – северное сияние. (Воспитатель показывает фотографии северного сияния, дети любуются различными красками северного сияния)
Воспитатель: а сейчас, ребята, мы перейдем к третьей зоне нашего музея. Ребята, может быть вы догадались как называется эта зона? (ответы детей). Правильно. Это зона лесов. Климат здесь умеренный, в зоне лесов, есть зима, весна, лето, осень. Мы с вами живем в зоне лесов и вы уже знаете что растет в лесу. Назовите что растет в лесу? (ответы детей : грибы, ягоды, трава, цветы, деревья, кустарники). Какие деревья растут в лесу? (ответы детей : береза, ель, кедр и т. д.). В нашем лесу деревья высокие, а вы помните какие деревья в тундре? (ответы детей : карликовые) Из каких частей состоит дерево? ( воспитатель показывает макет строения дерева: корень, ствол, крона). Ребята, отгадайте загадки. Кто это?
Трусливый, длинноухий, быстроногий, серый или белый. (заяц)
Бурый, косолапый неуклюжий. (медведь)
Серый, злой, голодный (волк)
Хитрая, рыжая, ловкая. (лиса)
Рыженькая шуба, с ветки на ветку прыгает, орешки грызет. (белка)
Воспитатель показывает презентацию на тему «Дикие животные зоны лесов». Затем воспитатель проводит игры: мама и детеныш, один-много.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю перейти в следующую зону. Зону степей.
Тут, куда не кинем взгляд, травы ровные стоят,
И колышутся волнами под душистыми цветами.
Это степь. Климат здесь более сухой, чем в зоне лесов. Летом в степи солнечно и жарко, частые ливни. Зимой там метели, вьюги, бураны, постоянно дует ветер. С приходом весны степь становится красивой, потому что первый весенний цветок в степи – это тюльпан. Степные растения – это ковыль, типчак, мятлик, овсяница. Животные степи – это грызуны и копытные (антилопы, туры, суслики, мышки – полевки, тушканчики, ласки, лисицы, барсуки, степные волки). Птицы, обитающие в степи – это дрофа, стрепет, куропатка, орел, пустельга. В зоне степей есть города, поселки, деревни. Люди, которые там живут занимаются животноводством, то есть разводят лошадей, овец.
Воспитатель показывает макет пустыни.
Воспитатель :
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан,
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка.
Наверно, вы догадались, как называется эта зона? (ответы детей). В пустыне климат жаркий, дуют обжигающие ветра, дожди бывают очень редко, температура воздуха доходит до плюс пятидесяти градусов. Здесь растут растения, которые приспособились к сухому, жаркому климату – это кактусы, верблюжья колючка, корявая солянка, ковыль, типчак. Животным здесь тоже приходится тяжело, здесь живут такие животные, которых больше нигде не встретишь. Отгадайте загадку.
В пустыне живет, подолгу не пьет,
С жарой легко справляется, колючками питается.
(Верблюд)
Воспитатель: Молодцы! Это верблюд. А еще в пустыне живут сайгаки, очень много грызунов: песчанки, суслики. Такое животное как фенек. А еще в пустыне много ящериц, варанов, змей. Паукообразных жуков, скорпионов.
Воспитатель предлагает детям посмотреть коллекцию паукообразных жуков, обитающих в пустыне. Затем воспитатель предлагает нарисовать в песочных планшетах паукообразных жуков.
Воспитатель: В заключении экскурсии по природным зонам, я предлагаю, рассмотреть поближе альбомы природные зоны России (стол №1, поиграть в игру «собери картинку животного тундры» (стол №2, поиграть в игру «кто,где живет?» (стол №3).
Воспитатель включает музыку с пением лесных птиц.
В заключении экскурсии воспитатель проводит рефлексию.