Гузалия Галимуллина
Эмоционально развивающая пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоционально-развивающая пространственная среда.
Уголок эмоций
Автор: Галимуллина Гузалия Нуховна педагог-психолог МБДОУ Детский сад комбинированного вида №4 «Елочка» г. Дюртюли Республики Башкортостан.
Описание материала: данный материал имеет практическую значимость для педагогов-психологов ДОУ, воспитателей и родителей в том, что он нацелен на ознакомление с миром эмоций, развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Публикация «Эмоционально развивающая пространственная среда» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для чего нам нужен уголок эмоций?
Основной задачей ФГОС ДО является охрана физического и психического здоровья детей, в том числе и обеспечение эмоционального благополучия.
Эмоции для ребенка – это язык его чувств, фундамент для различных сфер жизни, которые играют важную роль в жизни ребенка и формировании его личности.
Чтобы ребёнок понял, показал или выразил свою радость, обиду, или плохое настроение, то есть эмоциональное состояние, нужна помощь взрослых – педагогов, родителей. Научить ребёнка понимать своё настроение, свои эмоции и чувства должен взрослый.
Для этого в нашем детском саду, в кабинете педагога-психолога создан «Уголок эмоций» для ознакомления с базовыми эмоциями.
Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности педагогического воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.
Задачи:
• диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности педагогического воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных;
• учить определять свое эмоциональное состояние;
• развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
• воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Каким же должен быть уголок эмоций
Уголок эмоций должен находиться на уровне глаз ребенка. Желательно, чтобы он был оснащен зеркалом.
Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.
После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».
В качестве оборудования для уголка эмоций представлены дидактические материалы, такие как:
1. Кубик «Эмоции». Наличие данного предмета в уголке носит развивающий характер. Дети могут играть с ним в игры: «Изобрази настроение», «Когда у тебя бывает такое настроение» и т. д.
2. Игра на липучках «Подбери настроение Пингвину» и «Подбери настроение Снеговику». Задача детей подобрать настроение и назвать эмоции правильно. Работа с этой игрой будет способствовать позитивному эмоциональному настрою детей. Дети в течение дня могут отмечать своё настроение. Также его использование даст возможность педагогу-психологу видеть настроение детей и своевременно оказать помощь ребёнку с грустным, сердитым настроением.
3. Картинки к Программе психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» (Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева а. С., Козлова И. А.
Знакомство детей с персонажами «Веселинкой», «Грустинкой», «Пуглинкой», «Злинкой», «Удивлинкой» и «Спокунчиком».
4. Игра на развитие эмоционального интеллекта ребенка «Нарисуй эмоцию».
Понимать и правильно называть свои эмоции — умение, которое важно формировать с раннего детства. Это помогает ребёнку лучше понимать чувства других людей. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.
5. Эмоции – обучающие картинки для детей. Пиктограммы Ромашки для детей – интересное занятие, с помощью которого с легкостью научиться определять эмоции в жизненных ситуациях. Обучающий дидактический материал в игровой форме станет помощником в развитии речи ребенка.
Также в уголке эмоций есть игры на развитие эмоциональной сферы, калейдоскоп настроения, модели настроения, сказки, вызывающие эмоциональный отклик, календарь настроения, эмоциональная расческа, коллекции камней, магнитиков, тактильные мешочки. Дидактическая игра – одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка средств познания окружающей действительности. Дидактическая игра важна как средство нравственного развития как средство, влияющее на формирование положительных взаимоотношений детей, формирования моральных представлений, культуры поведения. Специально подобранные дидактические игры позволяют наладить позитивные взаимоотношения с окружающими, а также способствуют развитию у ребенка положительных эмоций. Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры: «Зеркало», «Азбука настроений», «Театр эмоций».
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Ребенок начинает проявлять эмпатию – сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно. Он начинает испытывать симпатию к более слабым – детям младшего возраста, животным.
С помощью простых вещей ребенок учится оценивать и контролировать свое состояние, понимать других людей, уважать и принимать их чувства. А взрослые учатся понимать и принимать собственных детей. Понимать друг друга – это и есть счастье!