Лучший педагог года

Эмоционально-волевая сфера дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте

Милана Муртазалиева
Эмоционально-волевая сфера дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте

«Эмоционально-волевая сфера дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте» (Слайд 1)

На сегодняшний день не существует четкого определения понятия эмоции. Эмоциональный мир детей дошкольного возраста становится все богаче и интереснее на основе базовых эмоций, таких как страх, радость, гнев и т. д. с переходом к более сложной гамме чувств: сердится или радуется, удивляется и восторгается, грустит и ревнует, придавая им выразительность и другую окраску. Усваивая язык чувств, при помощи движений, поз, жестов, взглядов, улыбок и интонаций голоса, меняется и внешнее проявление эмоциональных реакций. Дети начинают воспринимать свое окружение своим внутренним переживанием, где одни события нравятся, а другие не доставляют удовольствия.

Публикация «Эмоционально-волевая сфера дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Что же такое эмоции? (Слайд 2)

В «психологическом словаре» эмоциям дано академически сдержанное, обобщенное определение: «Эмоции (emoticon) (от лат. Emovere – потрясать, волновать) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта».

Проблему развития эмоций изучали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как П. К. Анохин, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Гаспарова, Т. Н. Доронова, А. В. Запорожец, А. И. Захаров, К. Е. Изард, К. Д. Ушинский, З. И. Фрейд, Д. Б. Эльконин и многие другие, раскрывшие роль эмоций, как одну из главных в жизнедеятельности человека, которые играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются и являются в эмоциональной сфере важной характеристикой психической деятельности человека.

Эмоции можно различать по продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния – это аффекты и волнения, продолжительные и устойчивые, как настроение. Настроение, как считал Н. Л. Кряжева, - это «относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека». Например, положительные эмоции создают радостное настроение и повышают жизненный тонус, благоприятно влияющий на растущий организм [4].

К. Изард выделил ряд основных эмоциональных состояний, которые назвал фундаментальными, а все остальные производными. Каждая из фундаментальных имеет свой спектр характеристик и внешних проявлений: 1) интерес-волнение; 2) радость; 3) удивление; 4) страдание - горе, 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд [2]. (Слайд 3)

Регуляция человека своими эмоциями, а также своим поведением зависит от его волевых качеств.

А теперь рассмотрим, что же такое воля?

Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения, связанное с преодолением неких внутренних и внешних препятствий, считает В. С. Мухина [3]. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом [3]. (Слайд 4)

По мнению психологов, воля и произвольность являются стержнем психологии личности и ее развития, первый связан с овладением своим поведением и наличием осознанных желаний, мотивов и устойчивости, а второй с формированием мотивационной сферы ребенка, развитие его заключается в овладении средствами, помогающие осознать свое поведение и управлять им.

Рассмотрим основные характеристики воли, такие как волевое действие, волевое качество.

Воля личности, складывающийся в процессе жизни свойства, показывает уровень сознательной саморегуляции поведения. А волевое действие связана с преодолением трудностей, которое требует от ребенка волевых усилий, как концентрация и сосредоточенность внимания, припоминание, силу и быстроту, прислушивание при плохой слышимости, всматривание при плохой видимости. Волевые качества зависят от индивидуальных особенностей детей, психофизиологической структуры. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях и явлениях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным. Важной характеристикой воли являются инициативность, самостоятельность, настойчивость, выдержка или самообладание, дисциплинированность, решительность, а также последовательность действий человека.

Как же развивается воля у детей дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – это возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, не только своими внешними, но и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия и поступки той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, положение, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать, не кричать. Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением, воображением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить именно поручение взрослого. Главное в управлении своим поведением - уметь вовремя остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь одном деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять самим собой. В дошкольном возрасте произвольное поведение - это, прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас [1].

На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится более способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Таким образом, для дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются до сих пор ограниченными.

В своих исследованиях В. С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные между собой стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий [3].

В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Возможность удерживать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и конечно длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении данных заданий. У младших дошкольников успех или неудача еще не влияет существенно на преодоление трудности и длительность сохранения этой цели. Неудача в достижении цели их не огорчает. Детей 5-6 лет неудачи выбивают из колеи; если же деятельность успешна, дети стараются с удовольствием довести работу до конца [6].

Возможности более разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту, которое приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника еще волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор [5].

Анализируя выше сказанное, можно сказать, что волевые качества появляются не сразу, они проходят, сложный путь развития на протяжении всего дошкольного детства. Центральная роль в процессе формирования волевых качеств ребенка принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя свои собственные действия. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, действием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно предполагать о сформированности новой деятельности и о новой форме волевого и произвольного поведения. Наконец, важнейшую роль в формировании воли ребёнка играет его эмоциональное состояние.

Итак, рассмотрим роль педагога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Очень важно ещё в дошкольном возрасте научить ребенка адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать состояние других людей, развить умение правильно выражать свои эмоции и чувства, обучить элементарным приемам регулирования поведения, волевым качествам. Решающая роль в этом отводится воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его речи, поведения, в частности, наличию педагогического такта. Ребенок находится в детском саду большую часть времени, в котором он активен. Поэтому педагоги и психологи должны сделать все, чтобы в это время ребенок испытывал психологический комфорт. Для этого необходимо принимать ребенка таким, каким он есть, избегать любых выражений нетерпимости, воздерживаться от лишних упреков и замечаний. Стремиться видеть мир, окружающий его, глазами самого ребенка, а также чувствовать изменения в поведении и настроении всех детей, способствовать установлению душевной гармонии и эмоционального комфорта каждого ребенка [5].

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое, душевное отношение к детям создает у них хорошее настроение. Когда педагог что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем самым вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься.

Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях, если:

- активное использование разнообразных форм и методов работы по развитию эмоциональной сферы детей;

- обогащение имеющихся у детей знаний об эмоциях и чувствах;

- обучение детей способам выражения эмоций.

Таким образом, сама по себе эмоционально-волевая сфера дошкольников не развивается отдельно. Педагогам и психологам необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности развития эмоционально-волевой сферы детей. (Слайд 5)

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера»Консультация для родителей старших дошкольников «Эмоциональная сфера» Многие родители ошибаются, думая, что главное при подготовке к школе является интеллектуальная область, а значит, на нее и нужно обращать.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоционально-волевая сфера дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте
Опубликовано: 24 января 2023 в 14:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД