Симила Анищенко
Эмоциональное самочувствие ребенка в период адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное самочувствие ребенка в период адаптации к детскому саду
Эмоциональное благополучие для ребенка,
все равно, что для ростка свет, тепло,
влага, удобрение…
Чтобы нормально расти, ребенку нужна
любовь, уверенность в своих силах,
в своей значимости и ценности для нас,
взрослых.
И. Сеченов
Публикация «Эмоциональное самочувствие ребенка в период адаптации к детскому саду» размещена в разделах
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной организации, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.
Известно, что адаптация детей к новым условиям представляет для ребенка значительные трудности, изучением которых на протяжении многих лет занимаются отечественные и зарубежные ученые. Однако адаптационные возможности ребенка, особенно ребенка раннего возраста, ограничены, поэтому переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или к замедлению темпа психофизического развития.
Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и педагогов должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.
Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.
В связи с эти можно выделить следующие условия:
1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;
2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;
3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехам, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.
4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.
5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.
6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. (становимся в круг, беремся за руки, похлопали в ладоши, попрыгали, улыбнулись друг другу и т. п.)
7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии.
В нашем детском саду "Ромашка" две группы раннего возраста.
Чтобы научить детей понимать своё настроение, свои эмоции, мы изготовили " центр настроения".
Утром дети берут свои фотографии и размещают под картинками "настроения". Пока дети маленькие, мы учимся определять только 2 эмоции - весёлый и грустный. Как только дети освоили значение эмоций весёлый - грустный, мы добавляем сердитый - спокойный и т. д. В течение дня, если настроение поменялось, фотографии перемещаются под другие картинки. Центр настроения можно пользоваться во всех возрастных группах, у нас изготовлен для группы раннего возраста. Разместить можно при входе в игровую комнату. У нас он размещён в центре эмоциональной разгрузки.
Дети даже в раннем возрасте начинают понимать, что люди могут иметь различные эмоции. Разнообразие оттенков настроения может быть достаточно много, это радость или грусть, счастье или обида, гнев и т. д. Наличие уголка настроения должно помочь и научить ребенка разобраться в своих эмоциях и эмоциях окружающих, и пробовать ими управлять.
Центр помогает детям для снятия стрессовых ситуаций при утреннем расставании с родителями и для поднятия настроения. Дети играют в своё настроение и могут попытаться убедить других изменить своё настроение на более положительное. Центр работает и действительно повышает настроение.
Необходимость сделать в группе центр эмоций назревала давно. Но все как-то не складывалось: то одно, то другое нужно сделать. Но в сентябре я наконец решилась сделать «центр настроения». После чего началась подготовка к его созданию.
Попутешествовав по просторам Интернета, я обнаружила, что там по этой теме почти ничего нет. Пришлось изучить горы литературы по эмоциональному воспитанию дошкольников. Но так уж устроен человек - всегда хочется достигнуть идеала. Долго думала над оформлением центра эмоций. Придумала повесить на стену два смайлика: синий – грусть, желтый – радость. Но и это еще не все: на смайлы должны крепиться фотографии моих воспитанников. Придумала взять тонкий фетр, вырезать из него сердечки, обшить их по краю и вовнутрь каждого сердечка наклеить с помощью термопистолета фотографию воспитанника.
Через некоторое время я обратила внимание на тот факт, что дети стали использовать смайлы не только для отражения своих эмоций, но и в качестве центра «Здравствуй, я пришел!». Утром приходя в группу, они вешают свою фотографию-сердечко на смайлик, показывая тем самым, что они уже находятся в группе. В течение дня, по мере изменения эмоционального настроя, фотография путешествует по смайликам с различными эмоциями. Детки следят за настроением друг друга и перевешивают фотографии друг друга на смайлик с другой эмоцией.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями : удивлением, радостью, волнением, восторгом и. т. д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. И сейчас я покажу вам один из вариантов игры «Эмоции».
Для этого нужно сделать карточки, на которых изображены различные эмоции. В этой игре можно придумать разные вопросы, на которые нужно отвечать эмоцией на карточках, подходящей к вашему настроению. На карточках изображены четыре эмоции : радость, грусть, злость, удивление (можно добавить больше эмоций).