Абрамова Яна Анатольевна
Тема саморазвития во второй младшей группе «Эмпатия — умение общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема саморазвития во второй младшей группе
Посмотри глазами другого,
послушай глазами другого
и почувствуй сердцем другого.
- Альфред Адлер.
ВЕДЕНИЕ
Дошкольное воспитание создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном меняющемся мире. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого не возможно становление гармонично развитой личности.
Публикация «Тема саморазвития во второй младшей группе „Эмпатия — умение общаться“» размещена в разделах
В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии и здоровье ребёнка.
Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Эмпатия является основной социальной эмоцией и в ее наиболее общей форме определяется как способность индивида, подразумевающая субъективное восприятие другого человека, понимание его внутреннего мира, переживаний, мыслей и чувств, способность чувствовать чужое состояние и способность сохранять свою позицию.
С точки зрения дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, способность правильно распознавать эмоциональное состояние человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке и, наконец, предоставление реальной помощи.
Эмпатия важна для развития, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь.
Эмпатия не присуще человеку с рождения, но развивается в жизненном процессе, когда ребенок взаимодействует с людьми. Маленький ребенок совершенно не способен сопереживать другим людям.
Развитие эмпатии в период дошкольного детства, по мнению ученых, проходит несколько этапов.
Начальный этап «эмоционального заражения»
• 1-й год жизни -ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания»;
• 2-й год жизни - малыш начинает проявлять активный интерес к детям и взрослым, различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или засмеяться, когда смеются его родители);
• на 3-4-м году жизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознает, что у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста, он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок склонен игнорировать чувства и желания других людей).
Понимание проблем других людей необходимо закладывать в ребенке с трехлетнего возраста, поскольку именно в этот период происходит начальное становление социальных норм.
Каждый вид деятельности, которую ребенок осваивает в детском саду (коммуникативная, предметная, учебная, художественная деятельность, игра, труд) дает возможность для развития эмпатии.
Формы и методы развития эмпатии в рамках разных видов деятельности
дыхательную гимнастику, действующую успокаивающе на нервную систему- - чтение детских потешек, стихотворений со сменой движений и выражений лица, способствующих развитию произвольности и умение выражать эмоции;
- беседы, рассказы для формирования общих представлений о театре и развития эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности;
- этюды и упражнения развивающие способность раскрепощению держаться на публике;
- этюды и упражнения на узнавание эмоций;
- коллективные театрализованные игры и драматизации;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- мини сценки;
- разыгрывание нравственно-этических ситуаций;
- беседы с использованием проблемных ситуаций;
- игры-фантазии и игры-импровизации;
- театрализованные игры – экспериментирования;
- игры-путешествия в страну эмпатия.
Вид деятельности Формы и методы развития эмпатии
Коммуникативная
деятельность • сказкотерапия,
• анализ жизненных ситуаций,
• беседы с детьми,
• чтение детской литературы
• обсуждение литературных произведений,
• занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы,
• внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослыми,
• общение и взаимодействие дошкольников со сверстникамис ограниченными возможностями здоровья
Предметная деятельность • сюжетные игры,
• обсуждение игр,
• объяснение детям этических правил совместных игр
Учебная деятельность • решение задач с «этическим подтекстом (например «Как
• разделить яблоки поровну»,
• проектная деятельность
Художественная
деятельность • игры-театрализации
• кукольный театр,
• лепка,
• рисование,
• аппликации,
• прослушивание музыкальных произведений,
• просматривание и обсуждениепроизведенийизобразительного искусства,
• проведение «недели добра»
Игровая деятельность • сюжетно-ролевые игры,
• игры с предметами,
• коллективные игры с определенными правилами
Трудовая деятельность • совместный труд,
• распределение и выполнение обязанностей в группе,
• уход за комнатными животными (рыбки, попугайчики,
• изготовление кормушек и домиков для птиц,
• изготовление подарков,
• беседа –обсуждение «Как я помогаю маме»,
• занятие «Как работают мои родители»,
• акция «Добрые помощники»,
• акция «Спешите делать добро»
Физическая культура • психогимнастические этюды,
• пантомимы,
• командные игры,
• «Веселые старты»