Получи документы

Эссе «Инновационные подходы в управлении. Мои маленькие достижения!»

Алевтина Зимарева
Эссе «Инновационные подходы в управлении. Мои маленькие достижения!»

Конкурс "Педагогический дебют - 2016"

Профессия педагога была близка мне еще со школьной скамьи. Будучи старшеклассницей, находила время заниматься с младшими школьниками, научилась их понимать, жить их проблемами, постигла многогранный мир детства. В другой профессии я себя уже не видела, так как педагог – это созидатель, творец, ему открыто самое дорогое и самое хрупкое – детские души, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью. Окончив дошкольное отделение Орского педагогического училища, я готова была окунуться в мир дошкольного детства, но судьба распорядилась иначе. Из-за дефицита учителей в сельских школах была вынуждена начать свою педагогическую карьеру учителем биологии. Одновременно с получением высшего образования я осваивала новую для себя профессию. Так сложилось, что по происшествии 25 лет я вернулась к своей первоначальной профессии и, имея большой багаж педагогической деятельности за спиной, начала все с чистого листа. Сейчас я третий год работаю старшим воспитателем детского сада.

Публикация «Эссе „Инновационные подходы в управлении, Мои маленькие достижения!“» размещена в разделах

Детский сад – это мир детства. Он должен быть таким, чтобы дети в нем росли и развивались по-настоящему успешными и счастливыми, самостоятельными и инициативными. Однако на практике наблюдается иное. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Родители приводят ребенка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в школу, а также ради надежного присмотра за детьми. Сам же ребенок приходит в сад гулять и играть с детьми. Как известно, в дошкольном детстве игра – это основной вид детской деятельности, однако в режиме на нее отводится от 30 до 50 минут в день. В большинстве случаев работа строится так, что для игры и общения постоянно не хватает времени.

Такое положение вещей не позволяет эффективно развивать у детей определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с нормативными или ситуативными требованиями, ожиданиями других людей.

Таким образом, анализ ситуации, а также необходимость в создании условий для постоянного профессионального роста педагогов, в удовлетворении их потребности в движении вперёд, привели меня к простой управленческой идее - идее создания проекта по организации дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Если сказать языком наших воспитанников – это «большая игра по правилам», которая направлена на развитие личности малыша и его взаимодействие с детьми и взрослыми.

Конечно же, на первых порах все было не так уж гладко. Педагоги в уже сложившемся коллективе поначалу новую идею и правила восприняли в штыки: «Зачем что-то менять, когда у нас и так все хорошо?». Поэтому на первом этапе возникла задача выработать общее видение проблемы, апробировать новые технологии, способные продемонстрировать педагогам слабые места, и стимулировать их к овладению новыми способами взаимодействия с детьми и родителями.

Для этого были проведены опросы педагогов и родителей с целью выяснить, что они понимают под терминами «саморегуляция» и «социализация». Опрос показал, что понятие «саморегуляция» слито в сознании с понятием самостоятельности, развитию которой, по мнению опрошенных, необходимо уделять больше внимания. Родители обнаружили размытое понимание термина «социализация» и стойкое убеждение в том, что предназначение детского сада - формирование у детей учебных навыков для успешного обучения в школе.

С целью мотивации педагогов к инновационной деятельности, а также с целью корректировки видения педагогами существующих в их группах проблем я предложила создать для детей проблемные ситуации и понаблюдать, как будут вести себя дети в новых для себя условиях. Совместный анализ и обсуждение результатов проведенных мероприятий убедил воспитателей в необходимости работы по проекту социального развития дошкольников.

На втором этапе работы был составлен проект на основе методического пособия «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», разработанного Натальей Петровной Гришаевой, старшим научным сотрудником Института социологии РАН, который отражает систему работы в инновационном режиме и удовлетворяет потребности социального заказа родителей – в подготовке ребенка к жизни в социуме. В основе социализации лежит развитие саморегуляции поведения дошкольников. Это общая тема, объединяющая девять педагогических технологий: «Клубный час», «Ситуации месяца» (у нас «Тема месяца», «Дети-волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Проблемные педагогические ситуации», «Развивающее общение», «Рефлексивный круг», «Коллективный проект», все они направлены на развитие саморегуляции поведения и социализацию дошкольников.

Проект состоит из двух взаимосвязанных частей: моя методическая работа с педагогами по ознакомлению с новой технологией и ее реализация в практической деятельности воспитателей под моим руководством.

В 2015-2016 учебном году нами апробировано несколько технологий. Суть технологии «Клубный час» состоит в том, что дети средней, старшей и подготовительной групп в течение одного часа перемещаются по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения и по звонку колокольчика возвращаются в группу. В данной работе принимают участие все сотрудники детского сада, а также, по желанию, родители воспитанников. При подготовке проводится большая работа с сотрудниками и родителями воспитанников. Для того чтобы обеспечить свободное перемещение по детскому саду, детям создаются безопасные условия, поэтому все сотрудники находятся на местах, где организуется детская деятельность. В помещении пищеблока дети помогают повару, в медицинском кабинете катают ватные шарики, в компьютерном кабинете играют в развивающие игры, раскрашивают картинки, собирают пазлы, в музыкальном зале дети играют на разных музыкальных инструментах, используют костюмы для театрализации сказок, в спортивном зале устраивают эстафеты, играют в подвижные игры. В групповых помещениях организуются разнообразные виды детской деятельности. Дети впервые в условиях детского сада могут самостоятельно решать, чем им заняться, какой кабинет посетить, сколько потратить времени на его посещение.

В рамках технологии «Рефлексивный круг» дети анализируют прошедший час, находят ошибки в своем поведении и поведении товарищей, обсуждают, чем бы им хотелось заняться в следующий раз. Дети выступают на одном уровне с воспитателем и, что очень важно, именно решением детей в группе утверждаются правила.

Технологию «Ситуация месяца» мы преобразовали в «Тему месяца», которая сочетается с темой образовательного процесса.

Освоение новых технологий продолжается.

В реализации проекта задействованы все сотрудники детского сада:

- заведующий осуществляет контроль за реализацией проекта;

- я, как старший воспитатель, координирую деятельность сотрудников через еженедельные консультации и оперативные совещания, разрабатываю план работы по всем направлениям взаимодействия с детьми, родителями, социальными партнерами, обеспечиваю методическую поддержку участников реализации проекта, осуществляю аналитическую деятельность и информационное обеспечение проекта;

- педагоги и специалисты детского сада разрабатывают сценарии клубных часов, проблемных педагогических ситуаций, итоговых досугов, социальных акций, мероприятий с участием детей-волонтеров;

- заведующий хозяйством обеспечивает материально-техническое обеспечение проекта.

Исходя из проблем социальной жизни воспитанников, современных проблем детско-родительских отношений, мы определили задачи социального развития детей в нашем детском саду:

- освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом;

- развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

- освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я - житель Земли;

- развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.

Каждый месяц с педагогами прорабатывается новая тема – это «Тема месяца». Содержание «Темы месяца» соответствует возрастным особенностям детей, их интересами, соответствует проектированию образовательного процесса в детском саду.

Воспитатель, работающий по этому проекту, не может не быть творческой личностью, так как в начале «Темы» ставятся только ее основные цели и прогнозируются результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно.

Таким образом, работа педагогов заключается в постоянном поиске идей для реализации темы в образовательном процессе: как создать такие ситуации и формы активности детей, при которых будет происходить развитие саморегуляции и социализации в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?

Решению вышеназванных вопросов позволяют обучающие вебинары, семинары-практикумы, а также самообразование педагогов по изучению авторских технологий современной социализации дошкольника, что способствует повышению уровня педагогической компетенции педагогов. Положительные результаты деятельности оказывают благотворное влияние на повышение самооценки. Если в начале проекта у педагогов возникали вопросы «как это сделать?», то сейчас с этим вопросом к ним обращаюсь я.

Результаты работы по данной технологии позволяют судить об успешности решения следующих задач:

- воспитание у детей самостоятельности и ответственности, дружеских отношений в детском коллективе, уважительного отношения к окружающим, благодарное отношение к помощи и знакам внимания;

- обучение детей ориентировке в пространстве и времени;

- формирование умений проявлять инициативу, планировать свои действия и оценивать их результаты.

Работая над проектом, я убедились, что детям очень нравится общаться, придумывать правила и выполнять их, самостоятельно выбирать то, чем им хочется заняться, возможность посещать другие группы и помещения детского сада. Дети получают не формальные знания о правилах поведения в обществе, а приобретают практические навыки и умения, становятся более самостоятельными и инициативными. «Это самый лучший день в моей жизни!» - ответ одного из воспитанников на мой вопрос, нравится ли ему Клубный час.

Использование данных технологий в условиях детского сада, способствуют эффективной социализации дошкольников, достижению целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО.

Данные технологии способствуют интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Дают возможность проявлять всему коллективу детского сада инициативу и творчество, мотивируют на успех, повышают самооценку педагогов.

Профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями детей. В своей работе я стараюсь убедить педагогов в тщательном изучении семей воспитанников, существующих в них традиций и подходов к воспитанию с тем, чтобы находить общий язык с родителями и более эффективно вовлекать и в конкретные дела, занятия, проекты, организуемые в детском саду. Реализация проекта по социализации детей привлекает все большее внимание родителей, они с удовольствием откликаются на просьбы воспитателей в подготовке к тематическим Клубным часам. Создают макеты, костюмы, участвуют в выставках. Их очень радует то, с каким восторгом дети рассказывают о прошедших мероприятиях и ждут новых.

Реализация проекта по социализации дошкольников в условиях созданного дружественного социума, ее первые, но уже убедительные результаты - это и есть мои маленькие достижения.

Публикации по теме:

Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Инновационные подходы во взаимодействии ДОУ и семьи в контексте ФГОС Формирование педагогической компетентности.

«Наши достижения за год»«Наши достижения за год» 27.05.2016 года в средней группе №3 «Почемучки» состоялось последнее в этом году родительское собрание. Родителям были представлены результаты.

Характеристика общественного участия в управлении реализацией конкретной инновации на уровне образовательной организации Роль общественности Форма участия Функции общественности Технологии реализации Эффекты «управляющий» управляющий совет обеспечении реализации.

Инновационные подходы к организации занятий по физической культуре в детском саду Лукашук Галина Александровна Инструктор по физической культуре, ГБОУ «Школа №773 «Центр Образования «Печатники» E-mail:gala-lukaschuk2013@yandex.ru.

Инновационные подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста В настоящее время для эффективной работы дошкольных учреждений актуальным является деятельность в инновационном режиме, в постоянном поиске.

Консультация для педагогов «Инновационные подходы к организации и оснащению коррекционных уголков для детей с ОВЗ» Немаловажное значение в решении проблемы интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условия дошкольного образовательного.

Позиция педагога в управлении детской игройПозиция педагога в управлении детской игрой Игра имеет преимущество по сравнению с другими видами деятельности в дошкольном возрасте, так как дает возможность организовать прежде всего.

Профессиональные достижения Профессиональные достижения: имею грамоту МБОУ МО г. Нягань «Средняя общеобразовательная школа №1» за результативную работу, направленную.

Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Семинар на тему: «Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ [/b] План семинара : 1. Введение.

Спортивные достижения «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» Атлетика легкая – комплекс спортивный, В нем бег и прыжки, многоборье, ходьба. Любительский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Инновационные подходы в управлении. Мои маленькие достижения!»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 10:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД