Ольга Пинигина
Эссе «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад "Улыбка"
Эссе "Я - воспитатель"
воспитатель : Пинигина О. Н.
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
(Аристотель)
Быть воспитателем не просто,
Ведь деток иного – он один
Их обучать по мере роста,
Чтоб каждый стал вдруг вундеркинд.
Кого погладить по головке,
Ну, а кого и наказать.
И знать различные уловки,
Чтоб завлекать уметь ребят.
Быть воспитателем – прекрасно!
Быть мамой – тысячам детей.
И ежедневно, ежечасно
Публикация «Эссе „Я — воспитатель“» размещена в разделах
Ставать счастливей и мудрей!
В моей жизни пришел такой момент, когда я задала себе вопрос: «Что главное в моей профессии?»
У меня удивительная профессия. Каждый день я узнаю что-то интересное, новое. Передо мной никогда не стоит проблема – чем себя занять. Вокруг меня много интересных, талантливых и неравнодушных людей. Когда я вижу любознательные и умные глаза своих воспитанников, когда они добиваются определенных успехов – я счастлива! Я люблю, когда детский сад живёт жизнью, предназначенной только ей, когда всё в ней бурлит.
Когда – то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели веселым добрым звоном, чтобы мир для ребят стал светлым и радостным. По моему мнению, детство – это великая пора в жизни, когда закладывается основание всему будущему человека. Дети должны расти и жить в мире игр, музыки, красоты, сказок, рисунков и фантазий! У детей можно научиться многому: умению радовать и радоваться, открытости, умению прощать, удивляться и их непосредственности.
Научить детей учиться – это моя мечта. А для этого дети должны быть активными участниками образовательного процесса. Детский сад надо превратить в мир интересных открытий.
Вот великолепный пример постановки цели барона Мюнхгаузена: «каждый день начинать с открытия».
Нужно создать такую форму общения, которая позволит каждому ребенку раскрыть себя. Если в работе придерживаться нескольких истин, можно сделать мир детей красочным и ярким.
Главный принцип в воспитании – найти середину – меру воспитания активности и тормозов. С первого года жизни нужно воспитывать так, чтобы ребёнок мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться и, в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными. Если эта середина найдена до 6 лет, то он воспитан в правильном направлении. Но как её найти? Я думаю, что для этого надо обладать педагогическим чутьём. Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же, как хорошо играть на скрипке или рояле. Обладание этим искусством должно быть подкреплено опытом и знанием физических, психических особенностей возрастов.
А. С. Макаренко говорил, что метод подражания в воспитании имеет большое значение. Только своим примером, игрой, обсуждением игровых ситуаций, а не ценой мудрых назиданий, можно добиться положительных результатов. Наблюдая за детьми в детском саду, как они играют, общаются между собой, можно определить, каковы отношения в семье, что они видят в окружающем их мире. А иногда видишь и себя в них. Поэтому малыш должен видеть перед собой взрослого весёлого и жизнерадостного, доброжелательного. Как же ребёнок будет подражать, если видит перед собой воспитателя или другого взрослого человека злого или всё время с «кислой» физиономией. Каждый ребёнок должен чувствовать, что ему рады, что он любим. Он будет стараться сохранить такое отношение к себе, стремиться ему соответствовать.
Работа воспитателя – труд творческий. Кто доволен достигнутым, тот перестает профессионально расти. Каждый день должен быть ярким, запоминающимся, а воспитатель – «артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело…» (А. П. Чехов)
В педагогике нет точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не существует похожих педагогов, и это, по моему, очень хорошо. Главное, в любой ситуации воспитатель должен оставаться «настоящим Человеком» и стать помощником, другом, примером для своих учеников.
Когда я размышляю о значении и смысле профессии – Воспитатель, мне вспоминается притча: Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм». Торе рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе – спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
2007 год. Я, наполненная институтскими знаниями, пришла к детям. Я думала, что чем больше я расскажу и покажу, тем будет лучше для детей. Но постепенно убеждалась, что это только иллюзии. Как оказалось, что ребенок – это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать все, что захочешь, и не емкость, которую можно наполнить, а скорее факел, который нужно зажечь. Теперь то я точно знаю, что нужно увлечь, любыми способами заинтересовать.
Помните древнюю мудрость? Педагог – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Вот на этой мудрости основывается мое педагогическое кредо!
Мое педагогическое кредо определяет ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые там «рассыпаны». Только в сотрудничестве с родителями и ребятами мы создаем условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает свои творческие способности. И главное, я иногда слышу нежный звон серебряных колокольчиков…
Задача педагога – увидеть в маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ребенку. Чтобы стать педагогом, надо много работать над собой, совершенствоваться.
Очень точно и метко о педагоге написал известный писатель С. Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Педагог – это не профессия, а призвание. Дело всей жизни, чести и совести.
А быть современным педагогом нелегко, зато интересно. Если вы любите свою профессию, всегда стремитесь в ней к новым горизонтам и, главное, получаете от своей деятельности удовольствие – вы ещё и счастливый педагог. Только учитель, счастливый в своей профессии, может научить и воспитать счастливого ученика. Ведь самое горячее желание родителей – видеть своего ребёнка счастливым.
Нелегко быть педагогом
Малышей учить.
Нужно здесь не столько строгим,
Сколько чутким быть.
Нужно ласково направить,
Улыбнуться, подбодрить,
Кое-что помочь исправить
Или снова объяснить.
Повторить не раз, не дважды,
Закрепить ещё раз пять…
Словом, далеко не каждый
Педагогом может стать!