Кристина Куликова
Эссе «Мое педагогическое открытие»
▼ Скачать + Заказать документы
В сфере дошкольного образования я работаю 3 года. Начиная работать в детском саду, я прекрасно понимала, что быть воспитателем – это огромная ответственность. Я постоянно занимаюсь поиском эффективных моделей педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
В первый же год своей работы, я столкнулось с тем, что у многих детей в моей группе возникали проблемы с умением составлять рассказы по картине. Как в монологической, так и в диалогической речи у детей возникали трудности, дети не могли правильно и грамотно изложить свои мысли. Поэтому я стала изучать методы, формы, технологии, которые помогли бы развитию связной речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Эссе „Мое педагогическое открытие“» размещена в разделах
Для обучения рассказыванию и обогащения словарного запаса в работе с детьми я стала применять мнемотехнику. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблицы эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. По формированию навыков связной повествовательной речи я открыла для себя очень эффективную методику В. К Воробьевой. По этой методике мы с детьми составляли рассказы цепной структуры. Для облегчения составления описательных рассказов в своей работе я стала применять схемы Т. А Ткаченко. Опорные схемы выступали в роли плана-подсказки В своей работе я использовала модели-схемы не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов. Приемы мнемотехники оказались эффективными в развитии речи детей моей группы, но все же у многих детей оставались проблемы в оставлении рассказа по картине. Ведь для того чтобы научить ребенка составлять рассказы, необходимо чтобы эта картина «зацепила» внутренний мир ребенка, чтобы ему хотелось ее рассмотреть и о ней рассказать.
Главным открытием для меня стала технология рассматривания картин «Вхождение в картину». Эта технология направлена на развитие речи и эстетического чувства дошкольников. Дети знакомятся с картинами известных художников, и происходит это в игровой форме, через доступные возрасту способы познания. Личное участие дошкольников в волшебных событиях, стимулируют детей. Они не просто слушают и наблюдают, а путешествуют по картине. Такие инструменты как «зоркое око», «волшебное око», указатели, помогают дошкольникам исследовать детали картины, учат сопоставлять, сравнивать и открывать главный секрет картины вместе со сказочными героями. Применение этой технологии помогло мне сохранить интерес детей к процессу восприятия,и, что немаловажно, желание выразить свои впечатления в собственные рассказы. Следовательно, качество детских рассказов во многом зависит от глубокого восприятия и осознания детьми картины. Беседа по картине с применением этой технологии становится более «живой». Дети с интересом пользуются «зорким оком», указателями. Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуально-речевой активности.
Говоря о моих педагогических находках, хочется отметить, что использование вышеперечисленных методов и приемов дает свои результаты, дети составляют связный рассказ, речь детей стала более выразительной, грамматически правильной.
В конце хотелось бы сказать, что быть воспитателем это не только огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть дарить ребенку знания об окружающем мире, удивлять, вызывать улыбки на детских лицах. И для того чтобы это осуществить необходимо обладать профессиональной компетентностью, постоянно стремиться познавать новое, повышать уровень методической грамотности и применять полученные знания на практике.