Елена Лощакова
Эссе на тему «Воспитатель будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
Пытаясь размышлять на тему будущего, невозможно не заглянуть в прошлое, ведь история, как известно, повторяется. Когда-то А. Фадеев написал такие слова: “Учитель! Слово-то какое. В нашей стране, где учится каждый ребенок, учитель – это первый человек. Будущее наших детей, нашего поколения в руках учителя, в его золотом сердце”. И действительно, на протяжении долгого времени существования человека профессия педагога была в почете. Да это и не мудрено: человек, который обладает необходимым знанием, по определению не может быть персоной “униженной и оскорбленной”. Но увы, времена меняются. И что же мы видим в нашей современности. Начиная с лихих 90-х, когда педагог из уважаемого человека превратился в практически бесправного члена общества с нищенской зарплатой до наших дней, когда государство вспомнило о нас и решило, что пора обратить внимание на то, что происходит в системе образования. Наконец-то дошкольное образование стало начальной ступенью образования вообще (а чем было до этого) Хорошее отношение к системе, от которой зависит будущее этого самого государства. Ведь педагог – профессия “дальнего действия”. Это человек, от которого зависит, как поведет себя человек через несколько лет, когда придет работать или займет руководящую должность. А кто до недавнего времени сеял это “разумное, доброе, вечное”. “Золотой фонд” образования, женщины, которые сохранили эту систему в годы всеобщего хаоса, работая на голом энтузиазме за копейки. Но их на всех не хватает и перестраиваться им стало тяжело, они уходят, оставляя дело, которому отдали столько сил, в которое вложили душу. На смену им пришли молодые мамочки, которые устроились в детский сад вслед за ребенком и не у всех было не то чтобы педагогическое, а хоть какое-нибудь образование. Такое приходилось слушать, как в фильме “Доживем до понедельника” : и лОжить, и покладИте, и пресловутое звОнит. Хорошо, если просто любили детей.
Публикация «Эссе на тему „Воспитатель будущего“» размещена в разделах
Сейчас ситуация в корне меняется, кто-то свыше узнал, что нельзя научить тому, чего не умеешь и не знаешь сам. И теперь воспитателем можно стать только с педагогическим образованием. Да, все течет, все меняется, жизнь не стоит на месте и старое должно уступать место новому. Всеми признано, что в современном мире, который обрушивает на нас каждый день потоки информации, необходимо уметь быстро меняться, перестраиваться, адаптироваться. Для этого нам придумали аттестацию, повышение квалификации, курсы, портфолио и т. д. и все это за свой счет, так как бесплатных курсов мало, а баллов нужно набрать много. Бумажная работа занимает так много времени, что это начинает вредить пед. процессу. Бесконечные мониторинги, диагностики, циклограммы. Нам прибавили зарплату и теперь каждый день напоминают об этой “прибавке” и говорят, что нужно “работать еще лучше, чтобы оправдать оказанное вам высокое доверие ”. Один термин “качество образовательных услуг” чего стоит. А мы… Мы просто работаем. Стараемся, чтобы детям было интересно и хотелось идти утром в детский сад, а не мама его за руку тащила. Хотим, чтобы ребенок научился думать и стал, прежде всего, человеком. Чтобы в его памяти мы остались как люди, научившие его чему-то, а не предлагающие все время “Дети, слушаем тишину”.
К чему это я? Да все к вопросу о воспитателе будущего или, точнее, о будущем воспитателя. Хотелось бы, чтобы это был человек образованный, личность, разносторонне развитая, но готовая к постоянному самосовершенствованию и самообразованию. Человек, для которого существуют понятия профессиональная этика, профессиональное мастерство, моральные принципы, но способный меняться “согласно государственному заказу”. И тут хочется обратить внимание на слова А. Федорова, ректор НГПУ имени Козьмы Минина: “Сейчас на уровне государства продолжаются попытки разработать стратегию развития страны на определенный период. Нужно поставить точку: либо мы строим модель государства, в котором духовные скрепы должно обеспечивать православие, либо ориентируемся на международные нормы закона. Неопределенность — худший враг системы образования. Ребята подрастают в такой ситуации, когда мы не можем дать внятный ответ на вопрос: куда движется Россия?” Это информация к размышлению.
Вернемся к вопросу о будущем. Нельзя говорить о проблеме, не изучив ее всесторонне (мое мнение). Государство – это мы и мне захотелось узнать, что думают на этот счет наши педагоги. Просмотрев множество исследований, сочинений, социологических опросов и форумов, я сделала вывод: мнения, как всегда, разделились. Одна группа – оптимисты. "Педагог - профессия моей мечты!" – их девиз. У них все так сладко и красиво, что плакать хочется от умиления. Их будущее (цитирую) – “педагог должен стать первым человеком”, “эта профессия должна стать самой главной в нашем обществе”. Вторая группа – пессимисты. Эти люди считают, что профессия педагога скоро просто исчезнет либо видоизменится, т. к. развитие компьютерных технологий приведет к тому, что дети будут воспитываться и обучаться дома. Интересный факт: к первой группе принадлежит старшее поколение, ко второй – молодые педагоги (некоторые даже еще не закончили обучение в ВУЗе). Приведу некоторые цитаты: “Через 20 лет техническое оснащение практически вытеснит многовековую практику живого общения”, “…Педагоги наверно скоро станут операторами образовательного процесса. Зачем детей учить писать, если можно печатать, пусть знают буквы и все. ”, “…А что касается профессии педагога, как таковой, то может быть ее и не будет в будущем. Люди научатся добывать самостоятельно всю необходимую информацию и использовать ее в своих целях”. А ведь именно эти студенты придут учить наших детей.
Между тем, есть много молодых воспитателей, которые буквально живут на работе и работой. Это творческие люди с массой креативных идей и проектов, готовых отдать все время, силы и собственные подчас средства для изготовления какого-нибудь макета ракеты из туалетной бумаги для завтрашнего занятия с детками, чтобы у них был наглядный образец корабля “Восток”.
Так какой же он, воспитатель будущего, каким его вижу я? Я уже описала, каким мне бы хотелось его увидеть. А вообще, я так далеко не заглядываю, т. к. живу в самом лучшем и непредсказуемом государстве в мире, в котором каждый год что-нибудь новенькое да появляется, поэтому, я лично не возьмусь предсказать какой он, будущий педагог.
Может, это эссе покажется далеким от заявленной темы, но не могла же я написать просто “не знаю”. Не хотелось использовать штампы и затертые фразы и образы. Решила порассуждать и вот во что все это вылилось.
Поживем – увидим.