Эссе «Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»

Людмила Антонюк
Эссе «Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»

«Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» школа несёт обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов для учителя:

что оценивать?

по какой шкале?

где накапливать и фиксировать результаты?

кто должен осуществлять оценивание?

как определять итоговую оценку?

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются педагогические коллективы образовательных учреждений является отсутствие четко разработанной авторами ФГОС системы критериев уровня сформированности УУД, инструментария мониторинга планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

Другой, не менее сложной проблемой, является преодоление инерционного мышления учителей, сориентированных на традиционную знаниевую систему оценивания.

В связи с этим система оценки должна осуществлять следующие функции:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности

а) ориентировать на достижение результата:

духовно--нравственное развитие и воспитание (личностные результаты,

формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты,

освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;

в) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

г) использовать разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценку, наблюдения);

д) использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, как основы для оценки деятельности учебного заведения.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления е результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются: критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;

уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО;

комплексность оценки ––возможность суммирования результатов;

приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);

гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;

открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей.

Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

Учителю необходимо соответствовать вызовам времени, а для этого стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию своей педагогической деятельности.

Немалую роль в саморазвитии ученика играет умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Поэтому перед учителями, начинающими работать по ФГОС, встаёт проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки.

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом, администрацией и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

В своей деятельности планирую руководствоваться следующими рекомендациями.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней освоения.

Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом превышение опорного уровня дает дополнительные баллы)

При этом важным, на мой взгляд, является признание права учащегося на ошибку и возможность ее исправления.

Признания права учащегося на ликвидацию имеющихся пробелов, более высокого уровня учебных достижений.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть, полугодие, год)и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.

На уроках и внеурочной деятельности необходимо стремиться повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся, проектирования, межпредметных исследовательских работ. Это способствует формированию умений самоконтроля и самооценки учащихся.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:

• Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся.

Публикации по теме:

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.

Как правильно проанализировать НОД по этапам в соответствии с требованиями ФГОС  1 этап НОД – «Мотивация» Вопросы-ориентиры: 1. Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью? 2. Какие приемы использовал.

Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС до 1. Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 06:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Сказка как источник творчества детей». Часть 1 — «Царство Нептуна»
Наверное, вы, дорогие коллеги, не раз задавались вопросом: как сделать так, чтобы ваши дети. Едва вступив в жизнь, не оказались обделёнными не только...
Фотоотчёт о занятии по робототехнике «Вентилятор»
"Вам стало Жарко? Мы вас быстро остудим! " Под таким девизом прошло очередное занятие по роботехнике! На этом занятии мы познакомились с жарким климатом...
Презентация «Особенности взаимодействия ДОУ с родителями в рамках ФГОС до»
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо...
Фотоотчёт о занятии по робототехнике «Космический спутник»
С каждым днем роботехника все больше увлекает моих ребят. Они с нетерпением ждут наших занятий и каждый раз пытаются угадать, что мы будем строить....
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (лепка) «Моя любимая игрушка»...
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию ( лепка) " Моя любимая игрушка" в подготовительной группепе. Цели и задачи: 1. Учить детей...