Ольга Сизова
Эссе «Партнёрские отношения дошкольных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников: от имитации к действию»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе
«Партнёрские отношения дошкольных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников : от имитации к действию».
Я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения. Нарушение зрения - это «первичный дефект»[1], который может привести к вторичным отклонениям (по Л. С. Выготскому «вторичный дефект») : нарушению зрительного восприятия, отклонению в познавательной, эмоциональной, личностной сфер. Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является фактор социальной депривации – лишение возможности полноценного общения с окружающим миром. Для компенсации этого фактора ребёнку необходима помощь взрослых. Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского [2], все психические процессы, присущие человеку, формируются в совместной деятельности ребёнка со взрослым. В ней ребёнок способен выполнить те действия, которые сам лично на данном этапе развития выполнить не может («зона ближайшего развития», что особенно актуально для развития детей с нарушениями зрения.
Публикация «Эссе „Партнёрские отношения дошкольных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников: от имитации к действию“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте на ребёнка значительное влияние оказывают взрослые, с которыми он проводит большую часть своего времени, – это родители (семья) и педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, поэтому личностное развитие и эмоциональное благополучие детей зависит от взаимодействия педагогов с родителями по вопросам воспитания, образования.
Опыт моей работы показывает, что «выстраивать» отношения с родителями необходимо с первой встречи с ними - очень важно, чтобы первое впечатление о группе и ДОУ было положительным. Для этого я провожу экскурсии по детскому саду, знакомлю с педагогическим процессом, традициями группы: подкармливать птиц зимой, ко Дню Победы создавать семейные архивы, принимать участие в фотовыставке, отмечать в группе дни рождения и т. д. Беседу стараюсь построить так, чтобы родители видели во мне профессионала, которому можно доверить своего ребёнка, своего союзника. Также стараюсь проявить внимание к их семье – узнаю об особенностях ребёнка, чем он любит заниматься в свободное время, как его ласково называют дома и т. д.
Для повышения педагогической образованности родителей проводятся беседы, консультации, родительские собрания в группе, использую наглядный материал: родительский уголок, папки – передвижки, стенды. В моей практике были случаи непонимания родителями значимости ношения очков детьми с нарушениями зрения, выполнения рекомендаций врача - офтальмолога: дети не носили очки дома, родители подходили к выбору очков недостаточно ответственно, например, покупали очки, сползающие на нос. Для преодоления этого барьера, мною был разработан альбом «Как видит человек с нарушением зрения» для родителей. Пособие помогает родителям увидеть окружающий мир глазами своего ребёнка, имеющего глазную патологию (к сожалению, наш детский сад не имеет специального набора с имитационными стёклами).
Работа с родителями требует от воспитателя планирования, анализа - для этого необходимо применять рефлексию по отношению к своей деятельности. Что я делаю сейчас? Для чего я это делаю? Что нужно сделать для достижения цели и задач? Что я могу сделать для мотивации родителей? Приведу пример: в нашей группе есть традиция кормить птиц зимой: за окном групповой комнаты висит кормушка, в которую прилетают синицы, снегири, воробьи. В прошлом году в приёмной комнате разместили плакаты о том, как птицам тяжело пережить сибирскую зиму. Никто из родителей не принял участие в кормлении птиц. Проанализировав ситуацию, осенью этого учебного года внедрили мини - проект «Покорми птиц зимой», частью которого стало поощрение детей – наклеивание на шкафчик картинки с изображением синички и надпись «Лучший друг синичек». Ситуация изменилась кардинально: родители регулярно стали приносить корм, птиц стало прилетать больше, дети с удовольствием наблюдают за ними, любят их. И детям, и взрослым нравится, когда замечают, что они сделали что-то хорошее, благодарят их, поощрение даёт стимул в дальнейшей совместной деятельности (фотография шкафчиков детей с картинками синичек в прикреплённых файлах).
Я считаю одним из самых успешных видов совместной деятельности педагогов и родителей - это проектная деятельность. Проект позволяет расширить рамки образовательной деятельности в ДОУ, делая её более вариативной, гибкой, разнообразной и учитывающей индивидуальность её участников. Тема проекта может быть любой, в том числе исходящей от родителей. В ходе реализации проекта взрослые и дети переживают общие эмоции и чувства, сотрудничают для достижения поставленной цели, обсуждают, что и как будут делать, тем самым лучше развиваются способности и компетенции. «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». (Конфуций).
В нашей группе за последние два года были реализованы проекты: «Эхо войны в нашей семье», «Открытка ветерану», «Правила нашей группы», «Формирование положительного отношения к ношению окклюзий у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения», «Наши зубки», «Покормим птиц зимой», «Лэпбук», «Моя коллекция». Совместные проекты позволяют развивать познавательный интерес у детей, продуктивную деятельность, воспитывают нравственные качества личности. Ребёнок выступает в роли новатора, носителя новых знаний для других детей, - это повышает его личностную самооценку и статус в группе (что очень важно для детей с нарушениями зрения). Отношения между участниками проекта, в том числе педагогами и родителями, становятся более доброжелательными, открытыми, человечными.
На мой взгляд, прозрачность в работе вызывает доверие: для обеспечения открытости я использую информационно – коммуникационные технологии: сайт ДОУ, персональный сайт воспитателя, группа в WhatsApp. Это удобно для родителей : можно в любое время оперативно получить необходимую им информацию. Также, использование ИКТ формирует положительный имидж ДОУ за счет презентации результатов работы педагогов в доступной форме.
В заключении я хотела бы отметить, что в партнёрских отношениях важны обе стороны, важно дать раскрыться положительным качествам родителей и поддерживать их инициативу. Нет общего рецепта работы с родителями, есть желание и готовность создать благоприятный психологический климат в группе, привлечь родителей к сотрудничеству с целью создания оптимальных условий для развития детей.
Ссылки
[1] Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М. : РАОИКП, 1999
[2] Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 2006.