Юлия Шура
Эссе «Воспитатель будущего»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении двух последних десятилетий в дошкольном образовании произошли значительные перемены, которые повлияли на содержание, подходы и принципы в образовании детей дошкольного возраста, а также на профессиональные взгляды и позиции педагогов. Появилось много нормативных документов, непосредственно касающихся не только настоящего, но и будущего дошкольного образования.
В связи с этим, у меня возник вопрос: каким он будет, воспитатель 21 века?
Публикация «Эссе „Воспитатель будущего“» размещена в разделах
Так называемым «эффективным менеджером», который, как робот, автоматически действует по отработанным алгоритмам и моделям обучения детей, или всё-таки добрая, чуткая воспитатель-мама, для которой на первом месте эмоциональное благополучие ребенка, его психическое и физическое здоровье? А может и менеджер, и мама?
Я попробую предположить наше с Вами будущее, исходя из современных и основополагающих для педагогов-дошкольников документов: ФГОС дошкольного образования и национального проекта «Образование». Как Вы знаете, в нацпроект «Образование» входят такие проекты как: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда» и другие.
Эти документы задают темпы и направления развития, определяют требования к тому, как должно меняться дошкольное образование и педагог, работающий в детском саду.
Итак.
Прежде всего, воспитатель будет ориентироваться на ребенка и сначала создаст для него комфортные условия для взаимодействия и обучения. Общаясь с малышом, выберет позицию «глаза на одном уровне». Создаст ситуацию успеха и эмоциональной вовлечённости ребенка в ту или иную детскую деятельность; будет поддерживать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и партнерства, тем самым убережет ребенка от страхов и беспокойств.
Предметно-пространственная среда в его группе будет опережающего развития, стимулирующая речевую и познавательную активность дошколят
А для индивидуализации РППС в приемной (раздевалке) группы будут размещены фотографии педагогов и специалистов, работающих с детьми. На личном шкафчике каждого воспитанника разместится его фотография и будет написано его имя. В группе воспитатель организует такие компоненты детской субкультуры как:
- уголок «Моё настроение» для отслеживания воспитателем и родителями эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня, а дети, в сою очередь, научатся осознавать свое эмоциональное состояние;
- игры-конструкторы, изготовленные детьми самостоятельно;
- коробочку «Деловые хлопоты», заполненная бейджиками с надписью роли, которую, например, ребенок будет исполнять в тот или иной день: «Дежурный по гаджетам», «Ответственный за роботов-помощников» и др. ;
Воспитатель будет знать, что игра и индивидуальный подход создадут благоприятные условия не только для обучения дошкольников, но и станут важнейшими факторами для доброжелательного общения детей друг с другом, их позитивной социализации в окружающем мире.
В 21 веке у педагога появилась возможность использовать разнообразные программы, методики и технологии. Нам предоставили самостоятельность в выборе содержания, форм взаимодействия с детьми. Всё это способствовало раскрепощению и творческой активности воспитателей.
Поэтому воспитатель будет применять те программы и технологии, которые в наибольшей степени соответствуют запросам родителей, возможностям самого педагога, а самое главное - возрастным особенностям, потребностям и интересам детей, Он будет выстраивать работу, ориентируясь на успех каждого ребенка, выявляя, поддерживая и развивая способности своих воспитанников.
В рамках дополнительного образования сможет реализовать такие актуальные в 21 веке направления как: формирование финансовой грамотности детей, их ранняя профессиональная ориентация, развитие инженерного образования ( а именно: LEGO-конструирование, мультстудии, робототехника и др.).
Воспитатель будущего будет в совершенстве владеть цифровыми технологиями. Он организует единое информационное пространство группы, в котором будут задействованы и взаимосвязаны на информационном уровне все участники образовательного процесса. С родителями будет общаться не только оф-лайн, но и он-лайн – через социальные сети, посредством конференц-связи, скайпа и других цифровых новинок.
В образовательном процессе активное использование ИКТ принесё т свои результаты: оно позволит реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подход при взаимодействии с детьми; создать условия для проявления инициативы и самостоятельности дошкольников, сделать совместную деятельность более эмоциональной, насыщенной, продуктивной и интересной….
Вот я сейчас говорю о развивающем обучении, интеллектуальном развитии, современных технологиях.
А будет ли место в 21 веке нравственному и трудовому воспитанию дошкольников? Духовному развитию?
Я считаю, что должно быть.
И здесь, я думаю, уместно вспомнить одну притчу: «Один мудрец долго странствовал по миру в поисках истины. И вот однажды на пустынной дороге он увидел огромный камень, на котором было написано «Переверни и читай». С большим трудом мудрец перевернул тяжелый камень и прочел на другой его стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».
Все мы, уважаемые коллеги, стремимся узнать что-то новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики, использовать незнакомые ранее технологии. Но часто не обращаем внимания на те педагогические знания и методики, которые нам уже известны и которые были в веке двадцатом. Они, почему-то, кажутся нам не интересными и не актуальными.
А ведь духовность и нравственность – это необходимые социальные ценности будущего поколения.
Не случайно одной из главных задач национального проекта «Образование» является задача «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Я уверена, что воспитатель будущего не забудет педагогический опыт прошлого, гуманистические идеи В. А. Сухомлинского и Ш. А. Амонашвили, будет прививать детям традиционные семейные ценности, воспитывать в духе любви к своему родному краю и своей Родине. Педагог оценит значимость этого опыта с позиций 21 века и успешно применит при решении новых задач дошкольного образования.
Вот таким он будет – педагог дошкольного образования 21 века