Лучший педагог года

Этапы формирования гендерной идентификации в дошкольном возрасте

Лифенко Ирина
Этапы формирования гендерной идентификации в дошкольном возрасте

В последние годы в отечественной психологии оживился интерес к ранним этапам психосексуального развития, незнание и игнорирование которых могут обрекать на неуспех усилия широкого круга специалистов по оптимизации и коррекции полоролевого поведения (Репина Т. А., 2004).

Процесс половой социализации и развития полового самосознания не ограничивается периодами половой зрелости и полового созревания. Это процесс онтогенетической эволюции человека. Становление полового самосознания ребенка и его поведения, соответствующего полу, проходит долгий путь. Как известно, от рождения личность ребенка нейтральна в отношении пола.

Публикация «Этапы формирования гендерной идентификации в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Первое осознание психического пола начинается со второго года жизни ребенка и закрепляется на третьем году, когда большинство детей уже безошибочно определяют свой пол и считают себя мальчиком или девочкой (Плисенко Н. В., 1984).

Осознание личностью принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с представителями определенного пола, у которых черты «мужественности» или «женственности» в поведении и при выполнении половых социальных ролей выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью самосознания личности. Эти психические различия в самосознании индивидов разного пола многие авторы называют «психическим полом» в отличие от «пола биологического».

Процесс формирования психического пола, который начинается очень рано, с началом развития речи ребенка, особенно интенсивно протекает в дошкольный период детства.

Он находит отражение в соответствующих представлениях ребенка. В частности, в ответах на вопросы взрослого, кем будет он, когда вырастет, папой или мамой, дедушкой или бабушкой, в его ценностных ориентациях (в предпочтении видов деятельности, характерных для его пола, в мечтах о будущем, а также в своеобразной, половой консолидации со сверстниками своего пола (Вавилова Е. Н., 1980).

Таким образом, в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах.

Как известно, дошкольный возраст – важный период в развитии личности ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы поведения и формируются его первые представления о своем «Я».

В процессе общения и взаимодействия с окружающими, в первую очередь со взрослыми, а также со сверстниками, ребенок усваивает опыт предшествующих поколений, овладевает нравственными нормами и правилами поведения, в том числе нормами и правилами полоролевого поведения (Леонтьев А. Н., 2014).

Этот период имеет непреходящее значение, так как отсутствие благоприятных условий для формирования ряда важнейших личностных образований может привести к серьезным дефектам личности, которые часто оказывается невозможным устранить в более позднем возрасте.

Считая возникновение самосознания в дошкольном возрасте важнейшим достижением в развитии личности ребенка, понимание ребенком своей половой принадлежности выделяется в самосознании дошкольника как необходимый компонент в развитии его образа «Я».

По справедливому утверждению исследователей, образ «Я» не только регулирует актуальное поведение, но и имеет регулятивно-планирующую функцию, в определенной степени готовя индивида к выполнению в будущем той или иной социальной роли, и от того, насколько успешно проходит процесс половой социализации, многое зависит в формировании личности (Эриксон Э., 1996).

Можно выделить три этапа в процессе половой социализации:

1-й этап – осуществление половой идентификации. Ребенок, научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.

2-й этап – формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола,

3-й этап – овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей (второй и третий этапы могут сосуществовать вместе) (Каган В. Е., 1998).

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этапы формирования гендерной идентификации в дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 августа 2022 в 17:20
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД