Приложение МААМ

Этика в профессиональной культуре педагога. Речевой этикет

Островерхова Наталья Владимировна
Этика в профессиональной культуре педагога. Речевой этикет
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей : осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Публикация «Этика в профессиональной культуре педагога, Речевой этикет» размещена в разделах

Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.

Корпоративная этика педагога подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста. Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

Задача современной педагогики, направленная на создание условий для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры. Профессиональное сознание, профессиональную культуру педагога возможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном».

И не случайно существует такое понятие как педагогический такт. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях воспитателя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основные элементы педагогического такта проявляется он в следующем:

• во внешнем облике педагога;

• в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

• в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

• в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

• в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

• в самокритичной оценке своего труда.

Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Речевой этикет и его функции. Этикет в официальных и неофициальных ситуациях общения. Особенности русского речевого этикета

Сами этикетные формулы не содержат прямых сообщений, но содержат косвенные.

Слово "здравствуйте" в повседневном общении означает: "я хочу поддерживать с вами отношения", а отсутствие этого этикетного знака читается, как нежелание поддерживать отношения. Вот почему нормой является приветствие сотрудников, партнеров не только в начале беседы, но и при отсутствии намерения вступить в речевой контакт.

Если вы вошли в кабинет коллеги или начальника, где сидят посторонние люди, принято приветствовать всех присутствующих.

Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа.

Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки.

Обращаться на "ты" не принято:

- с незнакомыми людьми;

-в официальной обстановке;

- со старшими по возрасту, чину иногда должности.

В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, или коллегам по работе в неофициальной обстановке.

В официальной ситуации (начальник - подчиненный, педагог – родитель, педагоги и другие сотрудники в процессе непосредственной деятельности, в том числе в присутствии родителей воспитанников или других присутствующих (гостей, партнеров, коллег из других учреждений) и т. д.) действуют самые строгие правила речевого этикета.

Эта сфера общения наиболее четко регламентирована этикетом. Поэтому в ней наиболее заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь наиболее серьезные последствия для субъектов общения.

В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, родственники и т. д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами.

Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикета. Обращение друг к другу на «вы и по имени и отчеству».

Правила устного делового общения.

• Будьте во всем пунктуальны

• Не говорите лишнего

• Думайте не только о себе, но и о других

• Одевайтесь как принято

• Говорите и пишите хорошим языком

• Телефонный разговор -

Начинать телефонный разговор следует словами приветствия и последующей просьбой пригласить к телефону того, с кем вы хотите говорить. Далее необходимо четко обозначить себя.

Публикации по теме:

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях Я, Анкудинова Юлия Сергеевна, осуществляю свою педагогическую деятельность в МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое».

Формирование профессиональной компетентности педагога Формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиями к его компетентности, - одна из основных проблем на современном этапе.

Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога» «Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога» Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В. Цель консультации:.

Консультация на тему «Речевой этикет для детей» Консультация на тему:«Речевой этикет для детей». Отдельное внимание стоит уделить речевому этикету у детей. Правила общения с окружающими.

Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.

Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности. Существует различное понимание роли воспитателя: одни видят в нем простого преподавателя, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи,.

Влияние профессиональной компетентности педагога на качество работы ДОУ Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация образования требуют и нового подхода к профессиональной.

Экспертиза профессиональной компетентности педагога ДОО из практики Экспертиза педагогической компетентности (из практики) Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования,.

Эссе «Творчество как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» ЭССЕ на тему: «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога» Зачем педагогу творчество? Вопрос весьма.

Презентация «Этика профессионального поведения педагога» В презентации рассматриваются актуальные проблемы педагогической этики, характеризующие нравственные основы профессионального труда педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этика в профессиональной культуре педагога. Речевой этикет
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 22:38
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этика в профессиональной культуре педагога. Речевой этикет» (включая файлы) размещена пользователем Островерхова Наталья Владимировна (УИ 1470016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД