Цуканова Светлана
Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Существует различное понимание роли воспитателя: одни видят в нем простого преподавателя, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности воспитанника. Не секрет, что результативность педагогического процесса определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное - педагог сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у детей. И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, воспитатель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль.
Публикация «Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности,» размещена в разделах
Каким должен быть внешний облик педагога?
Приятное выражение лица: легкая улыбка, веселые добрые глаза. Одежда должна быть удобной и комфортной. Неважно, какая прическа, главное, чтобы воспитателю она шла. Макияж легкий, почти невидимый, пастельных тонов. Если ногти накрашены, то неярким лаком. Хотелось бы теплых, радужных цветов в облике воспитателя, но не стоит слишком ярко одеваться, ведь учебное учреждение – это не цирк.
Качества, которые дети более всего ценят в воспитателе
1) Чувство юмора.
2) Терпение.
3) Умение относиться ко всем ровно.
4) Справедливость.
5) Любовь к детям.
Высокая педагогическая культура –
условие успешной профессиональной деятельности воспитателя
1. П е д а г о г и ч е с к а я к у л ь т у р а – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
П о к а з а т е л и п е д а г о г и ч е с к о й к у л ь т у р ы:
– состояние и качество воспитания;
– уровень образованности педагога;
– культура организации в учреждении;
– мастерство.
Культура – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.
Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.
Имидж воспитателя– условие успешной
профессиональной деятельности
Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Имидж - это целенаправленно формируемый образ; набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается образ кого-либо или чего-либо. В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж воспитателя и отношение к нему со стороны детей и родителей? Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения, которые его понимают как маску. Они убеждены в том, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия воспитателя детьми является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
В структуре имиджа профессионала выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид воспитателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятиях, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Процессуальная составляющая имиджа - это профессионализм, пластичность, выразительность и т. д.
Эмоционально богатый воспитатель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий., способен оживить атмосферу в группе, сделать её непринуждённой, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Значение внешнего вида заключается не только в том, что он значительно влияет на то, что другие думают о вас, но и на то, что вы думаете о себе.
Если человек имеет «ухоженный вид», он получает положительную самооценку и уверенность в себе.
Важным условием успешной профессиональной деятельности является речевая культура воспитателя.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Вслушайтесь, как говорят наши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.
Владеть культурой речи – значит уметь говорить связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? нет ли дефектов звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?
Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль.
Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.
Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.
Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.
Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности детей и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.
Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у воспитанников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, телепередачи и т. д. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий. Недостаток словаря воспитателя -употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п., засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, в общении со старшими детьми подлаживание под речь малышей, т. е. неуместное использование звукоподражательных слов (где ав-ав, дай бибику).
Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие небрежного речевого воспитания и отрицательного речевого влияния воспитателей.
Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи.
Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
Правильно произносить все звуки, устранять имеющиеся дефекты речи.
Иметь ясную, отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
Использовать в своей речи литературное произношение.
Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности.
В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.
Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений
Таким образом, настоящий педагог – это человек, стремящийся к развитию и счастью, наряду со знанием, умением и организованностью, должен обладать гуманистической нравственностью и осуществлять созидательную деятельность в интересах своего и социального блага.