Лучший педагог года

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации

Наталья Збарская
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации

Пояснительная записка

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации» размещена в разделах

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

• Формировать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о предметном и природном окружении.

• Познакомить детей с экспериментально-исследовательской деятельностью, путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.

• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств.

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей)

• Расширять экспериментально-исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;

• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей интереса, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

• Изучение научно-педагогической литературы;

• Разработка перспективных планов;

• Создание предметно-развивающей среды в группе;

• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

• Обобщение опыта работы по самообразованию.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

2. Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по данной теме.

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментирования.

Тематическая фотовыставка для родителей: «Мы маленькие исследователи».

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания у детей интереса к экспериментированию».

Папка передвижка «Занимательные опыты для детей».

Мини отчет воспитателя из опыта работы на родительском собрании с презентацией.

План реализации программы по самообразованию

Дата Формы и методы работы с детьми Интеграция образов-ных областей Работа с родителями Литература Примечание

Сентябрь Изучение литературы по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации»;

Диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»;

Изготовление картотеки опытов и экспериментов;

Пополнение уголка экспериментирования. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментиро

вания «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Октябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Свет, цвет;

Вода.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Тематическая фотовыставка для родителей:

«Мы маленькие исследователи»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Ноябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Вода.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Декабрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Человек. Рукотворный мир. Преобразование.

Вода.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса у детей к экспериментированию» «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Январь Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Вода;

Свойства материалов.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Февраль Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Свойства материалов ;

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Март Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Воздух.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Папка передвижка

«Занимательные опыты для детей»

Мини отчет воспитателя из опыта работы с презентацией. «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Апрель Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Растения как живые организмы: рост, потребности размножение;

Свет.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Май Поисково – познавательная деятельность с детьми :

Вода;

Воздух;

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Итоговая диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»; «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. Безопасность для жизни и здоровья детей;

2. Достаточность;

3. Доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

Собственной активности ребенка.

Активности, стимулируемой взрослым.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие;

Таким образом, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список литературы:

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

2. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2004 год.

4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска» Инклюзивное.

Консультация для воспитателей на тему «Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям ДС» Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада. Процесс адаптации важный момент в жизни каждого.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Развитие коммуникативных способностей как условие для социализации дошкольников с ОВЗ Важной составляющей существования человека в обществе является речь: речь – это средство познания мира, выражения деятельности сознания.

Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда! Конфуций «Здоровье является высшей ценностью.

Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности» Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Цель: создать условия для формирования.

Статья на тему Личность воспитателя как ключевое звено успешной социализации детей в ДОУ Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях является одной из важных и обсуждаемых.

Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Игра - основной.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 13:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД