Ольга Бобина
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Именно в этом возрасте большинство детей поступают в дошкольную образовательную организацию (далее ДОО, что влечет за собой великие перемены в жизни малыша. Происходит его переход из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от прежних условий. Особенностями ДОО являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного их утомления; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к воспитанникам детских садов, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.
Публикация «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен мо-мент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Важным фактором является взаимодействие ДОО и семьи.
Семья - первая педагогическая система, в которую попадает ребенок сразу после рождения, и в которой пребывает постоянно. Дошкольная образовательная организация – это первый внесемейный институт, первая воспитательная организация, с которым вступают в контакт дети. Практика показывает, что привыкание ребенка к новым для него условиям в детском саду в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому периоду.
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа сотрудников, благополучный микроклимат в дошкольной организации, согласованность действий родителей и воспитателей – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
При общении педагога с родителями воспитанников важно придержи-ваться следующих принципов:
1. индивидуальный подход ко всем участникам процесса;
2. сотрудничество, а не наставничество: учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;
3. проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт по отношению ко всем участникам адаптационного процесса.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ре-бенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов: подготовительный, организация непосредственного периода адаптации и анализ результатов адаптации. На каждом из этапов адаптации ребенка перед педагогами и родителями встают определенные задачи:
Задачи сотрудников ДОО: Задачи родителей:
1 Этап. Подготовительный
- Познакомить родителей друг с другом, с коллективом ДОО, особенностями детского сада;
- Формировать положительный имидж ДОО в сознании родителей; развивать доверитель-ные отношения с родителями;
- Провести информативную работу с родите-лями по вопросам адаптации, питания и ре-жима дня детей раннего возраста;
- Спрогнозировать течение адаптации ребен-ка на основе данных, полученных от родите-лей;
- Разработать совместно с родителями инди-видуальный маршрут вхождения ребенка в группу. - Укреплять здоровье ребенка;
- Привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом ДОО;
- Формировать культурно-гигиенические на-выки и навыки самообслуживания;
- Создавать у ребенка положительный образ детского сада.
- Обеспечить общение ребенка с взрослыми и детьми вне семьи;
- Создавать условия для развития предмет-ной деятельности ребенка.
2 этап. Непосредственный период адаптации
- Ввести ребенка в коллектив группы, создать благоприятную эмоциональную обстановку;
- Создать микропространства в группе для комфортности ребенка;
- Формировать у ребенка навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей (обеспечить рациональный режим дня в группе, приви-вать простейшие навыки самообслуживания; воспитывать у детей потребность в самостоя-тельной двигательной активности).
- Закладывать основы будущей личности: воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать актив-ность, инициативность, самостоятельность;
- Закладывать основы доверительного отно-шения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
- Консультировать родителей по интересую-щим вопросам. - Соблюдать алгоритм постепенного вхожде-ния ребенка в детский сад
- Создать дома психологический комфорт;
- Помочь малышу в создании положительно-го образа воспитателя;
- Продолжать укреплять здоровье ребенка и приучать его к режиму дня ДОО;
- Формировать культурно-гигиенические на-выки и навыки самообслуживания;
- Соблюдать рекомендации воспитателя и медицинского персонала по адаптации ре-бенка к условиям детского сада;
- Беседовать с ребенком о том, как он провел день в детском саду;
- Исключить посещение массовых мероприя-тий, гостей, а также просмотр телевизора для профилактики утомляемости ребенка
3 этап. Анализ результатов адаптации
- Проанализировать ход адаптации;
- Продолжать формировать у ребенка навыки здорового образа жизни, содействовать его полноценному физическому развитию;
- Продолжать закладывать основы будущей личности: самостоятельность, активность, инициативность, умение общаться с окру-жающими людьми
- Наметить пути дальнейшего сотрудничест-ва с семьями воспитанников. - Обеспечить родительскую поддержку, при-нятие тревог и забот ребёнка;
- Обеспечить необходимый эмоциональный настрой;
- Обсудить с педагогами ход адаптации ре-бенка;
- Предложить предпочитаемые формы даль-нейшего взаимодействия с ДОО;
- Содействовать разностороннему развитию ребенка, развивать его игровую деятель-ность.
Для решения поставленных задач возможно использование различных форм взаимодействия с родителями :
1этап. Подготовительный (апрель - июль)
Родительское собрание «Условия приема ребенка в ДОО» (апрель)
Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада» (май)
Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в ДОО»
Индивидуальная беседа «Ваш ребенок – какой он?»
Составление индивидуального маршрута вхождения ребенка в группу
Консультации «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»
Презентация «Здравствуй, детский сад!» (для показа детям дома)
Прогулки на участке ДОО
2 этап. Период непосредственной адаптации
Карта наблюдений «Ребенок дома»
Индивидуальная беседа «Ребенок в садике и дома»
Консультации, повышающие компетентность родителей в вопросе адаптации
Стенгазета «Наши забавные малыши»
«Фоторепортаж» с использованием интернет-ресурсов
Стендовая информация, буклеты, памятки, папки-передвижки об условиях успешной адаптации
Круглый стол «Будем знакомы»
Показ родителями кукольных театров для детей «Колобок»
3 этап. Подведение итогов адаптации
Анкетирование «Итоги адаптации»
Круглый стол «Наши достижения»
Презентация «Один день из жизни садика»
Почтовый ящик «Что нам интересно»
Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность, что является показателем заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего детского сада.
Литература
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие/ авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236с.
2. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ : методическое пособие/ О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 128с.
3. Костина, В. А. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста/ В. А. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - С. 34-37
4. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: про-грамма, психолого–педагогическое сопровождение, комплексные занятия. - Волгоград: Учитель, 2010.- 127с.
5. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для педагогов дошк. учреждений/ К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Владос, 2004. – 172с.