Папки-передвижки

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста

Ольга Бобина
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Именно в этом возрасте большинство детей поступают в дошкольную образовательную организацию (далее ДОО, что влечет за собой великие перемены в жизни малыша. Происходит его переход из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от прежних условий. Особенностями ДОО являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого количества детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного их утомления; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к воспитанникам детских садов, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка.

Публикация «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен мо-мент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Важным фактором является взаимодействие ДОО и семьи.

Семья - первая педагогическая система, в которую попадает ребенок сразу после рождения, и в которой пребывает постоянно. Дошкольная образовательная организация – это первый внесемейный институт, первая воспитательная организация, с которым вступают в контакт дети. Практика показывает, что привыкание ребенка к новым для него условиям в детском саду в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому периоду.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа сотрудников, благополучный микроклимат в дошкольной организации, согласованность действий родителей и воспитателей – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

При общении педагога с родителями воспитанников важно придержи-ваться следующих принципов:

1. индивидуальный подход ко всем участникам процесса;

2. сотрудничество, а не наставничество: учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы;

3. проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт по отношению ко всем участникам адаптационного процесса.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ре-бенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов: подготовительный, организация непосредственного периода адаптации и анализ результатов адаптации. На каждом из этапов адаптации ребенка перед педагогами и родителями встают определенные задачи:

Задачи сотрудников ДОО: Задачи родителей:

1 Этап. Подготовительный

- Познакомить родителей друг с другом, с коллективом ДОО, особенностями детского сада;

- Формировать положительный имидж ДОО в сознании родителей; развивать доверитель-ные отношения с родителями;

- Провести информативную работу с родите-лями по вопросам адаптации, питания и ре-жима дня детей раннего возраста;

- Спрогнозировать течение адаптации ребен-ка на основе данных, полученных от родите-лей;

- Разработать совместно с родителями инди-видуальный маршрут вхождения ребенка в группу. - Укреплять здоровье ребенка;

- Привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом ДОО;

- Формировать культурно-гигиенические на-выки и навыки самообслуживания;

- Создавать у ребенка положительный образ детского сада.

- Обеспечить общение ребенка с взрослыми и детьми вне семьи;

- Создавать условия для развития предмет-ной деятельности ребенка.

2 этап. Непосредственный период адаптации

- Ввести ребенка в коллектив группы, создать благоприятную эмоциональную обстановку;

- Создать микропространства в группе для комфортности ребенка;

- Формировать у ребенка навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей (обеспечить рациональный режим дня в группе, приви-вать простейшие навыки самообслуживания; воспитывать у детей потребность в самостоя-тельной двигательной активности).

- Закладывать основы будущей личности: воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать актив-ность, инициативность, самостоятельность;

- Закладывать основы доверительного отно-шения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

- Консультировать родителей по интересую-щим вопросам. - Соблюдать алгоритм постепенного вхожде-ния ребенка в детский сад

- Создать дома психологический комфорт;

- Помочь малышу в создании положительно-го образа воспитателя;

- Продолжать укреплять здоровье ребенка и приучать его к режиму дня ДОО;

- Формировать культурно-гигиенические на-выки и навыки самообслуживания;

- Соблюдать рекомендации воспитателя и медицинского персонала по адаптации ре-бенка к условиям детского сада;

- Беседовать с ребенком о том, как он провел день в детском саду;

- Исключить посещение массовых мероприя-тий, гостей, а также просмотр телевизора для профилактики утомляемости ребенка

3 этап. Анализ результатов адаптации

- Проанализировать ход адаптации;

- Продолжать формировать у ребенка навыки здорового образа жизни, содействовать его полноценному физическому развитию;

- Продолжать закладывать основы будущей личности: самостоятельность, активность, инициативность, умение общаться с окру-жающими людьми

- Наметить пути дальнейшего сотрудничест-ва с семьями воспитанников. - Обеспечить родительскую поддержку, при-нятие тревог и забот ребёнка;

- Обеспечить необходимый эмоциональный настрой;

- Обсудить с педагогами ход адаптации ре-бенка;

- Предложить предпочитаемые формы даль-нейшего взаимодействия с ДОО;

- Содействовать разностороннему развитию ребенка, развивать его игровую деятель-ность.

Для решения поставленных задач возможно использование различных форм взаимодействия с родителями :

1этап. Подготовительный (апрель - июль)

Родительское собрание «Условия приема ребенка в ДОО» (апрель)

Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада» (май)

Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в ДОО»

Индивидуальная беседа «Ваш ребенок – какой он?»

Составление индивидуального маршрута вхождения ребенка в группу

Консультации «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»

Презентация «Здравствуй, детский сад!» (для показа детям дома)

Прогулки на участке ДОО

2 этап. Период непосредственной адаптации

Карта наблюдений «Ребенок дома»

Индивидуальная беседа «Ребенок в садике и дома»

Консультации, повышающие компетентность родителей в вопросе адаптации

Стенгазета «Наши забавные малыши»

«Фоторепортаж» с использованием интернет-ресурсов

Стендовая информация, буклеты, памятки, папки-передвижки об условиях успешной адаптации

Круглый стол «Будем знакомы»

Показ родителями кукольных театров для детей «Колобок»

3 этап. Подведение итогов адаптации

Анкетирование «Итоги адаптации»

Круглый стол «Наши достижения»

Презентация «Один день из жизни садика»

Почтовый ящик «Что нам интересно»

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность, что является показателем заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего детского сада.

Литература

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие/ авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236с.

2. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ : методическое пособие/ О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 128с.

3. Костина, В. А. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста/ В. А. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - С. 34-37

4. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: про-грамма, психолого–педагогическое сопровождение, комплексные занятия. - Волгоград: Учитель, 2010.- 127с.

5. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : пособие для педагогов дошк. учреждений/ К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Владос, 2004. – 172с.

Публикации по теме:

Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе ознакомления детей с малой Родиной Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания.

Доклад из опыта работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий» В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его.

Формирование информационной культуры ребёнка в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи С одной стороны, чуть ли не на каждом шагу принято говорить: «Мы живём в информационном обществе» и «Найти всё что угодно в эпоху существования.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации Фгосдо. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации ФГОСДО. «От того, как прошло детство, кто.

Дидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возрастаДидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возраста Дидактическая игра как условие сенсорного развития детей раннего возраста Раннее детство - особый период становления органов, систем и,.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Взаимодействие ДОУ с семьей как условие воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем и родителями, является воспитание у дошкольников.

Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта) Если в старости глубокой Ты когда-нибудь умрешь И предстанешь перед Богом, Расскажи ему о том, Как тебя тащила мама Рано утром в детский.

Экологическое пространство дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей В традициях кочевнической культуры испокон веков заложен культ почитания Природы и составляющих ее сил, бережное и уважительное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 21 мая 2017 в 15:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД