Наталья Хмелевская
Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации Фгосдо.
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации ФГОСДО.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.
Публикация «Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации как ресурс реализации Фгосдо,» размещена в разделах
ФГОСДО обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования - дошкольном образовании. Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации ФГОСДО.
Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно - образовательные услуги дошкольного учреждения. Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно - образовательного процесса учреждения - это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка - дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи - это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности.
Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу. В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей, поэтому я стараюсь не поучать родителей, а советуюсь и размышляю вместе с ними, договариваясь о совместных действиях. Стараюсь расположить к себе, завоевать их доверие, вызвать на откровенность.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОУ. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка, я даю почувствовать родителям, что их проблемы мне небезразличны. Это и есть открытость и доверительность.
Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие пребывание детей в детском саду.
Для установления контактов с родителями педагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами. Поэтому я стараюсь быть доброжелательным, отзывчивым человеком и проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам.
Очень важно при первых контактах - заинтересовать родителей деятельностью группы и показать работу с детьми в привлекательной форме. С этой целью для родителей воспитанников своей группы часто делаю презентации, слайд - шоу такие как «Один день из жизни нашей группы», «Целый год без хлопот», «Вот оно какое наше лето!», «Наша жизнь в детском саду и т. д.
Наше взаимодействие так же заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении проведенных и будущих мероприятий, сообщении о работе образовательного учреждения и группы. С этой целью я использую домашние задания, видеоматериалы, знакомлю родителей с лучшим опытом семейного воспитания. Так же о жизни группы родителям рассказывает информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
В своей работе обязательно использую следующие формы привлечения родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе и сотрудничеству - родительские собрания за круглым столом с чаепитием, семейные клубы, родительские гостиные, совместные праздники, встреч с интересными людьми. Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей.
Ещё одна форма работы, которую я использую - почта для родителей. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам. Заданные вопросы освещаю на родительских собраниях, консультациях, оформляю виде памяток. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы - досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества.
Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, мероприятий с участием родителей. («День Защитника Отечества» «Мини - олимпийские игры», «Неделя здоровья» и т. д.).
В «Дни добрых дел» родители принимают активное участие в подготовке участка к летнему (зимнему) сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования.
Еще один вид сотрудничества с родителями – акция. К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. В ходе акции «Поможем птицам зимой»- родители совместно с детьми занимались изготовление кормушек. Родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.
По итогам таких мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями, информацию можно увидеть на сайте ДОУ.
Очень интересная форма работы - совместные проекты, один из которых проходил в нашей группе в течение двух недель под названием «Разноцветная игра». Эффективность реализации данного проекта заключалась в следующем:
• На протяжении двух недель у всех участников проекта сохранялось радостное праздничное настроение;
• Проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения;
• Выявились таланты и у детей и у родителей (сами сочиняли стихи и сказки о соответствующих цвета.)
• Родители с удовольствием принимали участие в проекте и активно поддерживали своих детей;
Цель была достигнута, задачи выполнены! Все у нас получилось. И я очень благодарна родителям детей, которые поддержали мою идею и на протяжении двух недель помогали мне и детям.
Данный опыт работы с родителями показывает, что использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений, позиция родителей становится более гибкой.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают качественные предпосылки для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу, но когда это происходит, возникают самые оптимальные условия для счастливого детства наших детей.