Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Марина Исаева
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие ребенка оказывают влияние наследственность, воспитание и среда. Следовательно, развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где, в каком окружении он живет.

Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность природных, социальных, культурных и предметных средств ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности.

В дошкольной педагогике под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

С введением нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации предметно-развивающей среды является особенно актуальным. Это подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, при реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Спланировать ПРС необходимо так,чтобы задействовать все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкальную, изобразительную, двигательную, конструирование, чтение художественной литературы согласно требованиям ФГОС.

На данном этапе веду свою работу с детьми старшего дошкольного возраста. Полностью изменить предметную среду сложно, но в моих силах сделать ее доступной, содержательно насыщенной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой, комфортной и безопасной.Я поставила перед собой цель:

- создать необходимые комфортные условия для развития, обучения, проявления индивидуальности и творческих способностей у детей.

В дошкольном возрасте игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей. Предметно-игровое пространство я организовала так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, мог самостоятельно выбрать, с кем, где, как, во что играть, объединяться в подгруппы по интересам, при этом учитывала проявления заинтересованности детей к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.

Уголок сюжетно-ролевой игры. Игра – это отражение опыта дошкольника. В ролевых играх ребенок творчески отражает действительность, события, отношения между людьми, поэтому я разработала тематику игр на год, и впоследствии совместно с родителями подбирала необходимый материал. Так,я обогатила материалами игры: «Пожарные», «Космонавты», «Моряки», «Телевидение». В играх появились современные нестандартные сюжеты. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для распознавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Строительный центр я пополнила конструкторами разного вида: лего крупного и мелкого размера, конструкторы с пластмассовыми и металлическими деталями, тематический конструктор. В уголке имеется крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы, чертежи построек. Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность группой и индивидуальное строительство на ковре либо на столе, развивая пространственное мышление, формируя навыки работы по заданной схеме, чертежу, что способствует формированию мыслительной операции, анализу. Дети с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их,комбинируя с другими видами деятельности: в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде.

Центр «Театральная гостиная» способствует стимулированию творческих замыслов, индивидуальных проявлений детей. Это важный объект развивающей среды, поскольку помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Дети раскрываются, демонстрируя неожиданные стороны своего характера, робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Я вместе с детьми и родителями готовили костюмы, атрибуты, декорации, ведь дети – большие артисты, и поэтому с удовольствием участвуют в постановках, выступают в роли зрителей. И моей задачей является развивать речевое творчество детей на основе литературных произведений, формировать навыки речевого общения, перевоплощения с использованием мимики, пантомимы, голоса, интонации и развивать творческое воображение.

Центр «Здравствуй, книжка!» способствует формированию умений самостоятельно работать с книгой, добывать нужную информацию, осознавать свой познавательный интерес, накапливать опыт. Ребенок с удовольствием познает прошлое, настоящее и будущее, учится анализировать, у него закладываются нравственные и культурные ценности. В центре подобрана художественная, познавательная, научная литература в соответствии с возрастом. Здесь же находятся настольные, дидактические игры по знакомым произведениям, иллюстрации, алгоритмы для составления рассказов – все в свободном доступе для каждого ребенка. Имеются таблицы, схемы для заучивания стихотворений; буквы, игры по обучению грамоте, схемы для обучения чтению (по желанию детей).

Двигательный центр «Здоровей-ка». В дошкольном возрасте закладывается фундамент здорового образа жизни и культуры движений. В современном обществе предъявляются высокие требования к физической подготовке детей. Для удовлетворения естественной потребности детей в движении и увеличения двигательной активности я пополнила уголок здоровья спортивным инвентарем, оборудованием, изготовленным своими руками, атрибутами для подвижных игр, подобрала картотеки подвижных игр, упражнения для дыхания, глаз, различные массажи. Не забыла о дидактических играх о спорте, а также о спортивных настольных играх (хоккей, футбол). Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей.

Для познавательного развития детей организованы центры: природы, экспериментирования, уголок по формированию элементарных математических представлений, патриотический уголок.

Центр природы – это место для самореализации дошкольника. Необходимо обогащать представления детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В центре имеются энциклопедии, плакаты для рассматривания, модели строения животных, рыб, насекомых и среды их обитания. С детьми ведем календари погоды, наблюдаем за изменениями в природе и отмечаем их, готовим гербарии, коллекции растений, камней, ракушек, семян.

Центр экспериментирования оснащен микроскопом, увеличительными стеклами, зеркалами, магнитами, разными бутылочками. С детьми провожу простейшие опыты, в процессе которых развивается мышление, любознательность, познавательная активность. Для самостоятельной деятельности дети используют схемы, технологические карты.

Уголок по формированию элементарных математических представлений включает в себя набор дидактических игр математического содержания, «Уникуб», игры Воскобовича, головоломки, домино, шашки, шахматы, счетный материал, что позволяет формировать психические процессы, развивать логику, счетные навыки, познавательную активность, мелкую моторику.

Патриотический уголок. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные привычки и умения, расширяется кругозор, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей. Моей задачей является отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Это образ «Я», семья, ближайшее окружение, «Моя Родина», «Моя страна». В центре имеются фотоальбомы, коллекции, литература для чтения детям, образно-символический материал.

Уголок по безопасности оснащен необходимыми материалами к сюжетно-ролевым играм по закреплению правил дорожного движения. В уголке можно найти макет улицы, дидактические игры, книжки, домино, всевозможные игрушки – транспортные средства, персонажи, ролевые атрибуты, светофор, дорожные знаки. Моей целью является закладывать фундамент жизненных ориентировок в окружающем, формирование навыков безопасного поведения, здорового образа жизни.

Целью центра художественного творчества является развитие творческого потенциала детей, формирование интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В центре имеются необходимые материалы для детского творчества, мольберт, альбомы народного творчества, живописи, скульптуры. Дети особенно часто проводят время именно в этом центре – с удовольствием рисуют, делают поделки из пластилина и бросового, природного материала, вырезают из бумаги. Для обеспечения детского труда имеются технологические карты, схемы выполнения работы, книжки-раскраски, образцы поделок. Детские рисунки, поделки выставляются на стенд, оформляются в виде коллажей, макетов. Я составляю целые коллекции из детских работ, оформляю стенды, выставки, папки-раскладушки, альбомы. В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство, например, приватный уголок, где ребенок сможет побыть один. Около уголка уединения на полке стоит кукольный театр. Это не случайно, т. к. именно с куклами ребенку легче вступить в диалог. Мне приходится часто говорить с детьми от имени разных кукол для разрешения сложных эмоциональных ситуаций.В моей группе есть большое количество тканевых вещей: разноцветные платочки, костюмы для переодевания, палатки, шарфы, балдахин, ширмы, чтобы совместно со взрослым придумать с этими материалами захватывающие игры.

Основными помощниками в деятельности по оформлению предметно-развивающей среды являются родители. С их помощью происходит наполнение предметами центров, подбирается материал, оформляются выставки согласно темам недели, мини-музеи, которые должны стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев можно планировать, организовыватьразличные мероприятия: экскурсии, экспресс-выставки, посиделки. Родители становятся активными участниками совместных мероприятий, помогают привлекать детей к работе в центрах.

Предметно-развивающая среда должна создавать условия для взаимодействия, сотрудничества ребенка со взрослым, обеспечивать комфортное состояние детей, их интеллектуальное развитие, вызывать чувство радости, эмоционально-положительного отношения к окружающему, обогащать новыми знаниями и впечатлениями, побуждать к самостоятельной деятельности, к активной творческой деятельности, и мне, воспитателю, предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе» Вопрос организации предметно-пространственной.

Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды «Мальчики и девочки- два разных мира» Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному, Мальчикам нужно больше доверия, девочкам.

Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС .

Фотоотчет по организации предметно-пространственной развивающей среды.Фотоотчет по организации предметно-пространственной развивающей среды. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет по ППРС в подготовительной к школе группы с нарушением зрения. 1. Образовательный.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ. Образовательная среда в детском саду предполагает.

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды группы дошкольного образования Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных.

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе.Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе. «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Семинар «Инновационные подходы в организации Развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Семинар на тему: «Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ [/b] План семинара : 1. Введение.

Творчество педагогов при организации предметно-пространственной развивающей среды группы.Творчество педагогов при организации предметно-пространственной развивающей среды группы. “Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Взаимодействие ДОУ с родителями по организации единых требований развивающей предметно-пространственной среды 2 слайд Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Экология
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 17:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 апреля. Всемирный день цирка

Очередной тематический день посвящен виду искусства, который возвращает взрослых в детство, а детям дарит незабываемые эмоции. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

17 апреля. Международный день кофе

Всемирных дней кофе существует в календаре несколько. Один из них приходится на 17 апреля. Предлагаем воспользоваться этим поводом узнать вместе с детьми побольше о популярном ароматном напитке. Который...


Горячие темочки