Юлия Толчева.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. При её организации соблюдены требования ФГОС ДО и принципы:
-содержательности и развития
-трансформируемости
-полифункциональности
-вариативности
-доступности
-безопасности
-здоровье- сбережения
-эстетичности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает :
Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения,
-реализацию различных образовательных программ,
- учет возрастных особенностей детей,
-организацию специальных условий в группах компенсирующей направленности,
-возможность осуществления специалистами квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ,
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами,
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях,
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,
-возможность самовыражения детей.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, ТСО, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
В зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей предметно-пространственная среда в группе трансформируется.
С помощью использования различных составляющих предметной среды : детской мебели; легко передвигаемых предметов, природных материалов, предметов-заместителей достигается многоуровневая функциональность среды.
В группе оборудованы различные пространства: для игр, конструирования, уединения, экспериментирования; используются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется: вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, что позволяет соблюдать принцип вариативности среды.
Дети имеют свободный доступ ко всем объектам предметно- пространственной среды, которые безопасны и надёжны в их использовании.
В группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Использованы светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков. Предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле.
Для активизации эстетических впечатлений используется плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства, картины с использованием природного материала.
В группе детей старшеговозраста соблюдается зонирование различных видов детской деятельности по уголкам: познавательной, математической, экологической, речевой, исследовательской, двигательной, конструкторской, музыкальной.
Игровые уголки соответствуют требованиям педагогики, психологии и санитарным нормам. Оснащение уголков меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса с учётом регионального компонента и традициями ДОУ. Достаточно атрибутов для сюжетных и ролевых игр девочек и мальчиков.
В группе оборудован уголок народного искусства (глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности (цветные и простые карандаши, краски акварельные, гуашь, фломастеры, пластилин, кисти и др.). Для нетрадиционных видов изобразительной деятельности имеются: тычки, палочки, тампоны, свечи, поролон и т. д.
Двигательная среда в группах насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию двигательных умений, навыков.
Физкультурный уголок: представлен разнообразными пособиями : различными видами дорожек, наборами мячей, кегли, мякиши, дидактические игры по спорту, шашки, шахматы, много различных видов нетрадиционного игрового оборудования.
Педагогами разработаны дидактические игры и нетрадиционные пособия; оформлены тематические альбомы, подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным, конструктивным играм.
Уголок по социально – нравственному воспитанию представлен символикой России, предметами быта, альбомами из жизни народов России, росписями, пособиями и оборудованием для сюжетно – ролевых игр, фотоальбомами.