Статья на тему Личность воспитателя как ключевое звено успешной социализации детей в ДОУ

Мария Гаврикова
Статья на тему Личность воспитателя как ключевое звено успешной социализации детей в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях является одной из важных и обсуждаемых проблем. Данное направление активно изучается специальной психологией, педагогикой, физиологией и другими сопутствующими науками. Социализация детей с ОВЗ является одним из средств абилитации детей.

Начало процесса социализации можно связать с овладением ребенком определенным комплексом навыков и умений, в которые входят санитарно-гигиенические умения, навыки элементарного поведения в обществе, общения в разных группах людей. Социализацию как процесс следует понимать не только как реакцию конкретного ребенка на общество, но и как требования, которые общество предъявляет к рассматриваемому индивиду.

Безусловно, поступление ребенка с ОВЗ в дошкольное учреждение является очень важным и значимым переходным этапом в его развитии. В дошкольном учреждении происходит интеграция ребенка в образовательную среду, оказание специализированной коррекционной помощи, воспитание и взаимодействие с детьми с ОВЗ.

В нашем учреждении созданы все необходимые условия для успешной коррекции и социализации такого контингента детей (программы развития и воспитания детей предусматривают особенности индивидов с ОВЗ, штат сотрудников включает в себя квалифицированных учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей и др.).

Одна из главных ролей в социализации возложена именно на воспитателя, как на объект формирующей и развивающей деятельности для детей. Воспитатель коррекционного учреждения должен обладать определенными качествами, знаниями и умениями, которые помогут ему в работе, направленной на социализацию детей с ОВЗ в детском саду.

Модель общения.

Успех процесса воспитания и социализации зависит от многих факторов, одним из которых является манера педагогического общения. Общение должно быть исчерпывающим, понятным, непринужденным, направленным на создание благоприятной атмосферы в данной социальной структуре. Индивидуальный подход здесь является основным направлением, на которое должен опираться воспитатель в построении модели общения. Каждому ребенку необходим свой подход (в зависимости от личностных качеств, структуры дефекта, повседневного настроения и др.).

Необходимым условием для формирования правильной модели общения с детьми с ОВЗ является умение выражать свои эмоции правильно, понимать эмоциональный фон воспитанников. На примере воспитателя дети должны научиться оценивать себя, адекватно принимать похвалу и критику, возможные замечания. В дальнейшем это умение поможет детям сформировать адекватную самооценку, стать добрее, позитивнее. Развитое чувство самоуважения и уверенности в себе поможет детям активнее включаться в педагогический и коррекционный процесс, охотно взаимодействовать с социумом.

Взаимопонимание и чуткость.

От взаимопонимания воспитателя с ребенком зависит и формирование личности последнего. К примеру, чуткий и отзывчивый воспитатель имеет в своем багаже абсолютное разнообразие методов и приемов, которыми он может разрешить любую проблемную и конфликтную ситуацию с ребенком (утром он встретит с приветливой улыбкой, что настроит ребенка на позитивный лад, если ребенок не хочет расставаться с родителями – увлечет интересной игрой или сюрпризом).

Иногда важно, чтобы дети слышали привычное обращение к ним (как дома). Этот ход позволяет детям почувствовать невраждебную обстановку, домашнюю, уютную. Вследствие этого индивидуумы более расположены на продуктивную работу, контакт с воспитателем и остальными детьми.

Проявление чувств.

Важным моментом является и нежность воспитателя по отношению к воспитанникам. Существует расхожее мнение, что настоящий воспитатель должен любить детей «как своих», проявлять к ним заботу и нежность, теплоту. Но в этой проблеме есть и свои «камни преткновения». Иногда чрезмерная чуткость превращается в «сюсюканье» и «залюбливание» детей, что отнюдь не является положительным явлением. Теплота и мягкость в некоторых ее проявлениях уместна на первых порах поступления детей в дошкольное учреждение (чтобы сформировать положительное отношение к новой окружающей среде, сгладить болезненный отрыв от дома). Далее следует помнить цель работы – формирование определенных знаний, умений и навыков, воспитание, подготовка к школе. Поэтому воспитателю позволительно быть когда-то строгим, ограничивать неконструктивные действия, вести «взрослый» диалог.

В своей продуктивной деятельности воспитатель должен делать упор на положительные качества ребенка, и стараться безболезненно сглаживать отрицательные черты. («Плохих детей не бывает»).

Педагогический такт.

Воспитатель коррекционного учреждения должен обладать недюжинным самообладанием, терпением, выдержкой. Восприятие и усвоение материала для данной категории детей может быть затруднительным, на первых порах даже невозможным. Многие специалисты в таком случае срываются на детях (кричат, наказывают, проявляя тем самым некомпетентность. Следует помнить, что такая модель усвоения материала не связана с банальным нежеланием ребенка, с капризами. Это может быть связано с органическими поражениями головного мозга, центральной нервной системы, и тогда крики только усугубят психологическое состояние ребенка, а никак не смотивируют его.

Внимательность.

Воспитатель должен быть внимателен к проблемам и состояниям своих воспитанников, от этого напрямую зависит успех его работы (заболел, проблемы дома, хочет собаку). Более того, воспитатель как мудрый советник должен подсказать ребенку верный путь решения, помочь выйти из фрустрирующего состояния.

Настроение.

Дети всегда берут пример поведения с окружающих (А. Адлер «Понять природу человека» и др.). Из этого следует, что настроение воспитателя всегда должно быть хорошее, позитивное, не смотря на личностные проблемы. У позитивного воспитателя всегда позитивные воспитанники. Дж. Локк говорил: «9\10 людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию».

Воспитатель в своем арсенале должен иметь разнообразные методы и способы, посредством которых образовательная деятельность с детьми организуется наиболее успешно:

Вербальные:

К вербальным средствам относятся беседы, диалоги, рассказы, чтение художественной литературы, игры беседы, проговаривание разных ситуаций, общение с детьми по заданной теме и импровизированно.

Зрительные:

Контакт глаз (формировать умение определить эмоции по глазам, индивидуальные выставки творческих работ, рассматривание различных методических материалов, беседы у зеркала, театр кукол, экскурсии и прогулки, наблюдения за природой и ее явлениями.

Практические и предметно-практические:

Физические контакт, театр кукол, игры-импровизации, игры-забавы, пальчиковая гимнастика, подвижные и развивающие игры, спортивные игры, игры с различным природным и дидактическим материалом, релаксация, психогимнастика.

Социально организованные:

Музыкальные и физические занятия, подвижные и познавательные игры и занятия, сюжетно-ролевые игры, трудовая, художественная, конструктивная деятельность, утренники (выступления).

Почему важная роль при социализации отводится именно воспитателю (а не дефектологам, логопедам? Потому что именно воспитатель сопровождает ребенка на протяжении всех режимных и структурных моментов пребывания детей в дошкольном учреждении, формирует жизненно необходимые навыки, интеллектуальные и другие знания и умения.

Литература:

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368с.

Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ О. А. Шаграева, А. Д. Кошелева; Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

Публикации по теме:

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ Социально-психологические исследования показывают, что наибольший интерес у детей вызывает проживание в специально созданных «ситуациях.

Соблюдение принципа преемственности как условие успешной социализации дошкольников и младших школьников Огромную роль в социализации личности ребенка играют его родители, социум и педагог. Мы, педагоги, должны помнить об этом, и планируя свою.

О роли совместной деятельности детей и взрослых как способе поддержки детской инициативы и позитивной социализации в ДОУ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей квалификационной категории Почетный работник общего образования Решетникова Галина.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Педсовет «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до»Педсовет «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС до» педсоветТема: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ, как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО».[/b] подготовил:.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ. Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда! Конфуций «Здоровье является высшей ценностью.

Проектная деятельность как средство успешной социализации дошкольника Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Теоретические аспекты создание эмоционально-благополучной среды детского сада как фактора успешной социализации дошкольников Статья по теме Теоретические аспекты создание эмоционально-благополучной среды детского сада как фактора успешной социализации старших дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Статья на тему Личность воспитателя как ключевое звено успешной социализации детей в ДОУ
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 20:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Событие на МAAM: «двойное попадание в семёрку»
25 марта на портале МААМ произошло интересное событие: была опубликована 777 777-я публикация в блоге. Публикацией с таким необычным порядковым номером...
Конспект музыкального занятия «Путешествие в музыкальное королевство» для детей...
Цель: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты. Задачи: - Выявить умение различать характер музыки одного жанра и умение...
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...