Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре

Поспелова Юлия
Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре

Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре.

Воспитание положительных нравственных качеств у дошкольников является приоритетным направлением в педагогике. Задачи программы музыкального развития также предполагают работу в этом направлении. Развитие аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу возможно через ознакомление с музыкальными произведениями, разучиванием танцев, сценок.

Изучение правил поведения процессе проведения музыкального занятия) может присутствовать в любом виде деятельности, только формы воплощения будут разные.

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?

В различных гимнастиках (артикуляционной, дыхательной, пальчиковой) правила поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, ручка правая, здравствуй, ручка левая,

Чтобы сильными нам стать - мы зарядку делаем!

Артикуляционная гимнастика:

Проснулся язычок утром, поздоровался с солнышком, травкой… и т. д.

Дети на примере упражнений, попевок знакомятся с правилами поведения, запоминают их, и используют в повседневности.

Каждое музыкальное занятие у нас начинается с приветствия.

Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета - приветствовать друг друга при встрече. Самое простое - это пропевание слов приветствия: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т. д. Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, музыкальная игра «Приветствие» (Дети двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, можно детям предложить следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, как англичане и т. д.). С детьми можно разучить песенки приветствия. «День добрый…», «Если добрый день с утра…».

Такими же играми можно завершить занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания. Также слова приветствия использовать для развития чистого интонирование игровой приём-пение приветствия закрытым ртом, в заданном ритме, тихо-громко, отрывисто-протяжно.

Слушание музыки решает сразу несколько задач: овладение элементарными представлениями о музыке, как о виде искусства: о выразительных средствах (мелодия, метроритм, темп, динамика, регистры и т. д., о простейших музыкальных жанрах и более сложных, о видах музыки. Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений.

При прослушивании музыки детям можно предложить изобразить героев музыкального произведения в определённой ситуации. Например, при прослушивании «Ноктюрна» Ф. Шопена, дети изображают снежинки, прослушивая произведение второй раз. Можно попросить детей изображать «воспитанные снежинки». которые никого не толкают, пропускают вперёд, тем самым, закрепив тему «Правила поведения в общественных местах». Также работаем над другими образами, прослушивая разные музыкальные произведения.

Кроме задач певческого развития, таких как - развитие интереса, к певческой деятельности, желание слушать песни разных жанров и исполнять самостоятельно хорошо знакомые песни, овладение основными певческими навыками, а также навыками хорового пения, исполнение песни в соответствии с характером, содержанием, выразительными средствами можно реализовывать задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах. («Дружба крепкая» М. Пляцковский, Б. Савельев; «Песенка друзей» В. Быстряков, А. Вратаев. и т. д.). Например:

Нельзя есть мороженое одному,

Не мне, ни тебе, никому, никому!

В любой песне есть два взаимосвязанных компонента: слово и музыка. Правила поведения могут содержаться в текстах песен. Таким образом, кроме работы над певческими навыками, мы работаем и над изучением правил поведения.

Работа над развитием творческих способностей может идти по нескольким направлениям: накапливание и обогащения музыкальных впечатлений детей, развитие творческого воображения, побуждение к импровизации игровых образов с использованием доступных средств выразительности. Игровые образы могут воплощать в себе разные черты, и мы тоже можем ставить перед собой задачу - закрепить правильное поведение в процессе реализации определённого образа.

Особое внимание хотелось бы уделить этикету в разделе музыкально-ритмические движения. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). При работе над парными танцами особое внимание уделяется гендерному аспекту. Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведения. Мальчик приглашает девочку на танец -провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее.

Работа над образом танца - это вторая составляющая. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными, так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задумываться о поступках образа («Ой, ля, ля – завтра грабим короля….»). В дальнейшем, дети учатся себя вести в соответствии с нормами социума.

В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые е очень приятны.

Одна из разновидностей танцев - это танцы под музыку с пением. Для работы над правилами поведения можно брать песни с текстами, в которых содержаться алгоритмы поведения, правила поведения.

При работе над правилами поведения на музыкальном занятии используются мнемокарты, которые дети рисуют сами, разбирая ситуации, произошедшие ранее. Эти схемы помогают иллюстрировать нормы поведения или отступление от них.

Работа по мнемокартам идёт следующим образом. Воспитатель в группе закрепляет знания о правилах поведения, дети с мнемокартами приходят на музыкальное занятие и под музыку разыгрывают небольшие сценки. Обычно часть детей участвует в спектакле, а часть наблюдает и делает свои замечания.

Рис. 1 Поведение детей на занятии

При подготовке к праздникам мы тоже работаем по мнемокартам, помогая детям вспомнить правила поведения на празднике. Разработанные детьми мнемокарты за неделю до праздника демонстрируются в родительском уголке группы для привлечения внимания родителей и напоминания им о правилах этикета на празднике.

Рис. 2 Правила поведения на празднике

Мнемокарты, созданные детьми, вызывают у кого-то из родителей смех, а у кого-то недовольство, огорчение. Это является важным этапом подготовки мероприятия. Помогает настроиться на праздник, как детям так и их родителям. Продолжение работы с родителями происходит в момент праздника.

С родителями во время праздника для закрепления этических норм как одну из форм работы используем игру «Весёлый чемоданчик». Это набор предметов, которые помогает поддерживать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая с родительского места: «улыбка» на палочке, весёлое сердечко из бумаги или картона, серпантин, конфетти, надувные язычки, забавные носы на резинке, смешные усики, рожки на пластмассовых ободках, парики и многое другое. Всё зависит от тематики праздника. Кроме того, родителям можно поручить создавать звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя блеск сокровищ.

Очень важно соблюдать этические нормы, как детям, так и взрослым, использование музыкального материала для изучения этических норм наиболее эффективная форма работы с детьми, так как усвоение материала происходит при помощи воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

Список литературы.

1. Комиссарова Л. Н. ,Кузнецова Г. В. Ребёнок в мире музыки - М.: Школьная пресса, 2006.

2. Метлов Н., Михайлова Л. М.: Советский кмпозитор,1978

3. Новоскольцева И. Каплунова И. Праздник каждый день. – СПб: Композитор,1 Приложение 1

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

представленной для участия в первой всероссийской интернет-выставке научно-методических и учебно-методических работ специалистов сферы образования «Современный образовательный процесс и методика преподавания»

Фамилия, имя, отчество автора (ов) разработки Поспелова Юлия Николаевна

Должность, место работы Мзыкальный руоводитель, МАОУ «Начальная школа-детский сад № 5 г. Перми»

Название работы

Обучение дошкольников этикету в процессе работы над музыкально-творческими способностями.

Тип работы

(например, план-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; раздаточный материал для проведения занятия; учебно-методический комплекс, научно-методическая статья) практикум

Временной период, когда была выполнена разработка 2013-2014 гг.

Где и когда данная разработка уже использована (например, внедрена в учебный процесс) или как она может быть использована в перспективе Внедрена в учебный процесс.

998

Публикации по теме:

Физкультминутка на музыкальных занятиях Будем вместе прыгатьДети стоят парами лицом друг к другу или в кругу. Вступление. руки согнуты в локтях, шагают, поднимая только пятки, или.

Использование ИКТ на музыкальных занятиях В продолжение темы. В этой презентации использована музыка к каждому фрагменту слайда. Одна из задач звучит так: "Закрепить умение определять.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Спорт и физкультура
  • Праздники
Автор публикации:
Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре
Опубликовано: 18 июня 2015 в 14:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...