Этнические особенности росписи матрёшек

Ольга Литёнкина
Этнические особенности росписи матрёшек

В работе с дошкольниками формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.

Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных от-личительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие, усиливаемое восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров.

Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.

Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций. Система художественно-творческих задач построена с таким расчетом, чтобы обеспечить решение задач всех трех типов в каждом из изучаемых видов народного орнамента. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач.

Приобщение к народному искусству в многонациональной школе можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. Г. Н. Волков отмечает, что этнопедагогизация –главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания: целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство). Этнопедагогизация воспитания – использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки. Она включает в себя два компонента – этнический и педагогический. Этнопедагогизация процесса художественного образования предполагает (гармонизацию двух компонентов):

1) изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» (по горизонтали) и «историко-эволюционный» (по вертикали);

2) целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов;

3) создание условий для их творческого развития и самовыражения [8].

В этом смысле показательны этнические особенности воспитания и образования русских, чувашей, татар и марийцев.

Этнические особенности росписи татарской матрешки (см. приложение) можно увидеть в основополагающих элементах народной одежды татар. Общим признаком национальных форм татарской одежды является монументальность. Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду.

Особенности чувашской матрешки заложены в идее, заложенной в философской мысли народа, его понятии о земле и небе, о месте человека в мире. Эта мысль материализовалась в вышитых узорах, головных уборах. У чувашской народности три этнические группы: верховые, низовые и промежуточные. Эти группы чувашей различаются главным образом по женской одежде. Во время росписи чувашских матрешек целесообразно знакомить младших школьников тремя этническими группами чувашей.

Марийская матрешка.Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные. Традиционный женский и мужской костюм состояли из головного убора, туникообразной рубахи, кафтана, пояса с подвесками, штанов, кожа ной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм наиболее богато орнаментировался вышивкой и дополнялся съемными украшениями. Эти этнические особенности народов воплощаются во время росписи матрешек и при формировании знаний младших школьников об художественно-этнических особенностях народного искусства.

Таким образом, в методике формирования знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства важно учитывать особенности развития личности дошкольника.С этой целью следует:

– создавать условия для погружения воспитанников в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов. Сказки и игры и игровых приемов. При этом игре и игровым ситуациям отдается предпочтение;

– вести ознакомление с художественным произведением, помня об определенной последовательности – от общего к частностям и опять к общему;

– помнить, что формирование знаний у детей о художественно-этнических особенностях народного искусства состоялось, если нам удалось вызвать чувство творческого сопереживания увиденному. Одним из показателей такого состояния может быть живой диалог воспитанников с педагогом. Диалог в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в художественный мир.

Публикации по теме:

Занятие ОО «Весёлый хоровод матрёшек» в старшей группе «Весёлый хоровод матрёшек» познавательное занятие в старшей группе Воспитатель: Соколова Наталья Геннадьевна I квалификационная категория.

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписиДекоративное рисование по мотивам хохломской росписи Хохломская роспись является одним из самых старинных промыслов в России, относящихся к художественному прикладному искусству. Невероятная.

Фотоотчёт «Мастер-класс по росписи пряника»Фотоотчёт «Мастер-класс по росписи пряника» По дорожкам Муромских традиций. В нашей группе прошёл увлекательный и познавательный мастер-класс с участием сотрудников музея "Хлебная горница".

Фотоотчёт о творческих работах «Наряд для матрёшек»Фотоотчёт о творческих работах «Наряд для матрёшек» На занятии творческой мастерской дети выступили в роли маленьких дизайнеров. Они разработали узоры для передников матрёшек и оформили их.

Мастер-класс по росписи дымковской барыниМастер-класс по росписи дымковской барыни .

Открытое занятие «Народные росписи» — фотоотчетОткрытое занятие «Народные росписи» — фотоотчет Дорогие ребята, сегодня у нас с вами пойдет аукцион. Вы ведь знаете, что такое аукцион – это продажа предметов. На нашем аукционе будут.

Занятие по конструированию в первой младшей группе «Домики для матрёшек»Занятие по конструированию в первой младшей группе «Домики для матрёшек» Цели и задачи: • Развить конструктивные навыки при постройке дома. • Воспитать познавательный интерес у детей • Привить чувство заботы и.

Проект «Хоровод матрёшек» Проект «Хоровод матрёшек»Автор проекта – Киселева О. Н., воспитатель МКДОУ № 63 «Сказка» Продолжительность проекта – краткосрочный (две недели).

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Матряшина Т. А. Дата проведения:.

Фотоотчет «Встреча с художником по росписи матрёшки»Фотоотчет «Встреча с художником по росписи матрёшки» Матрёшками приятно любоваться, но ещё приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Народные промыслы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Этнические особенности росписи матрёшек
Опубликовано: 7 марта 2018 в 17:46
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Дидактическая игра «Вязаный конструктор» для детей младшей группы
Дидактическая разработка для детей младшей группы детского сада игра «Вязаный конструктор» «Вязаный конструктор» доставляет детям множество положительных...
Макет «Зимние забавы»
Прежде чем создать макет, перед нами встала задача, какое время года сделать, осень или зиму. В каждом времени года есть своё очарование, но важнее было, что...
Макетирование в детском саду
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей...