МААМ-картинки

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Васильева Любовь
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста, методы и приёмы воспитания.

Добрый день. Уважаемые коллеги! Поро кече!Слайд

Я, Васильева Л. П., старший воспитатель дошкольных групп Марисолинская средняя общеобразовательная школа. Это Родина знаменитого поэта, артиста Йывана Кырла. Слайд

Тема моего выступления «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста, методы и приёмы воспитания»

Что это такое?

Публикация «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Слайд

Хочу сказать словами Василия Александровича Сухомлинского

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается

ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются

образы, в которых воплощается Родина»

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :Слайд

- приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Одним из важных аспектов реализации этнокультурного воспитания является формирование общей культуры детей, развитие их физических и интеллектуальных качеств, создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы художественной деятельности.

Реализация этнокультурного воспитания и обучения детей, происходит в следующих направлениях:Слайд

1. Народная игровая культура.

Ребенку понятны и интересны такие ее формы:

- народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);

- народные игрушки;

- народные праздники;

- народный театр. Слайд

Традиционно русская народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей России, знакомить детей с культурными традициями разных народов.

Подвижные народные игры в детском саду проводятся чаще, чем обычно. Детей учим обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев

и Слайд

обрядов таких как «Масленица, «Пасха», «Марий тиште кече», «Марий талешке кече». Дети участвуют в театрализованных постановках, ставят сказки на марийском и русском языках.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

* * *

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

* * *

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи — тебе водить.

---

Пире,пире-ёлагай

Эрдэш велыш коран кай

Тэе мемнам лидыктэт

Шинчавидым ёктарэт!

(Пире. пире-йолагай.

Ордыж велеш коран кай,

Тые мемнам лудыктет,

Шинчавудым йоктарет.)

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом всё садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают, а водящий старается занять свободный уголок.

2. Устное русское народное творчество.

Его ценность состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорная деятельность включается в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного русского народного творчества выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

Чтобы познакомить детей с фольклором нашей родины, педагоги нашего сада, создают обогащённую предметно-развивающую этнокультурную среду, в которой размещены: Слайд

- различные виды театров;

- аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;

- на группах организуются выставки по изобразительному искусству, живописи.

-библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы народов мира.

-собраны картотеки народных игр.

Для детей дошкольного возраста окружающий мир, художественная народная культура – огромное поле для познания, исследования, творчества.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского и марийского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети - дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию у дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).

Наш детский сад работает по Слайд

комплексной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, которая предполагает этнокультурное воспитание детей в процессе художественно-эстетического развития и взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры через рисование, музыку, детскую литературу, родной язык. В связи с этим большое внимание мы уделяем произведениям устного народного творчества, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству народов России. Но этого недостаточно.

Поэтому мы используем в своей работе примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы живём в Марий Эл»

Целью примерного регионального модуля программы является приобщение дошкольников к культуре марийского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре.

По этнокультурному образованию в детском саду ведё тся кружковая работа по следующим направлениям:

1. «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

Цель: углублять представления о Малой Родине, об истории села Марисола, Сернурского района; развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа; познакомить с историей национального костюма, с особенностями его внешнего вида; воспитывать интерес и уважение к марийской культуре.

2. «Как чуден наш язык родной»

Цель: изучение марийского языка при посещении кружка; знакомство детей с видами устного народного творчества.

3. «Быт и традиции»

Цель: вызвать интерес к традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; дать представление о календарных и народных праздниках.

4. «Венок дружбы»

Цель: физическое развитие детей с помощью народных игр.

В каждой группе оформлены уголки марийской культуры.

На занятиях дети знакомятся с уникальной природой родного края, изучают животный и растительный мир республики.

Дети проявляют особый интерес к истории своей малой Родины, изучают особенности национального костюма.

В детском саду проводятся календарные и народные праздники с проигрыванием русских и марийских обрядов.

Народные игры способствуют физическому развитию детей.

На занятиях прививается любовь к родному краю, уважение к традициям, развивается и обогащается словарь детей марийскими словами и выражениями, знакомятся со сказочными героями.

Наши дети частые гости краеведческого музея при школе. Слайд

Огромную роль в этнокультурном образовании» играет созданный в детском саду мини-музей «Марийская изба»Слайд

Воспитатели знакомят детей с марийской утварью, бытом, изучают традиции гостеприимства и бытовых обрядов.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о своем родном крае, традициях, культуре и социальном мире, в котором он живет.

Даже в ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

Желаю всем успехов!

Слайд

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста". Актуальность проекта. Проблема национального.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2022 в 11:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД