Мартынович Раиса Валентиновна
Социально-исследовательский проект «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-исследовательский проект "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста".
Актуальность проекта.
Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным в работе детского сада. Знакомя детей с народностями нашей страны, мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения.
Система работы по приобщению детей к народным культурам (с русской народной на уровне погружения с остальными культурами на уровне ознакомления).
Публикация «Социально-исследовательский проект „Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Через ознакомление с традициями и обычаями, через фольклорные праздники «земледельческого круга» : "Зиновий Синичник", "Пасха","Праздник русской берёзки", "Сороки", "День Земли". Очень важно с детства формировать представление ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру.
Цель проекта:
Формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков своего народа и толерантности по отношению к культуре других национальностей.
Задачи:
Образовательные: обогащать знания детей о народном творчестве русского народа, коми-пермяцкого и татарского народов. Показать своеобразие, красоту фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки различных народов.
Развивающие: способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному, социальному развитию детей.
Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, дружелюбие.
Задачи по видам деятельности:
Учебная деятельность:
-Расширить представление об истории русского народа, коми-пермяцкого и татарского; знакомство с повседневной жизнью и стилем общения.
-Познакомить с фольклором, детской художественной литературой, произведениями искусства, предметами быта, национальной одеждой;
-Познакомить с музыкальной культурой народов: песнями, наигрышами, характерными движениями танцев.
Игровая деятельность:
-Познакомить детей с народными играми;
- Вызвать интерес к народным игровым традициям;
- Вызвать желание играть в национальные игры.
Изобразительная деятельность:
-Познакомить детей с особенностями национального колорита;
-Учить подбирать цвета для узора;
-Украшать национальную одежду, предметы.
Участники проекта: Воспитатель, дети, родители, социальные партнёры.
Формы реализации проекта
1. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: мини-музей «Славянская изба», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
2. В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства - встреч с мастерами народного творчества (мастер-класс)
3. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе русской, коми-пермяцкой и татарской культуры.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
• Тематические беседы;
• Приглашению к организации и проведения ООД специалистов и мастеров народных ремесел;
• Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделки)
• Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителя, хореографа)
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Чтение художественной литературы, стихотворений.
• Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
• Выставки рисунков и поделок (в группе);
• Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
• Экскурсии;
• Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
• Использование народных игр, в том числе хороводов;
• Организация тематических вечеров;
• Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
• Развлечение "Народные игры".
Формы работа с родителями по реализации проекта:
• Участие в сборе предметов народного творчества;
• Экскурсия в библиотеку. Беседа на тему "Мой посёлок", просмотр презентации.
• Оформление выставки в группе "Мой посёлок", "Знаменитые люди нашего посёлка".
• Мастер — класс для родителей по изготовлению "Тряпичной куклы"
• (Педагог ДДТ - Гудовщикова Т. В.)
• Мастер — класс по изготовлению поделок к новогоднему празднику.
• (Педагоги ДДТ -Черепанова Т. В. и Можаева Д. Л.)
• Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
• Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
• Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;
• Просмотр итоговой презентации.
Формы работы с педагогами и социальными партнёрами по реализации проекта
• проведение мастер-классов.
• встречи с народными мастерами.
• экскурсии в библиотеку.
• Результаты проекта:
В проекте приняло участие 20 детей, 19 родителей, 4 волонтёра. Изготовлено детьми и родителями в совместной деятельности- 20 кукол "Пеленашек"; 10 альбомов о народных промыслах; презентация - фото отчёт о проведённой работе; выучены песенки"Как на тоненький ледок","Заинька, где ты был?", "Лиса лапотки плела". Разучили подвижные игры разных культур: "Узнай и догони", "Горшки", "Серый волк", "Хромая лиса"-татарские народные игры. Русские народные игры - "Лиса и волк", "Горелки", "Золотые ворота". Коми-пермяцкая игра - "Баба-Яга", "Валенок". Разучили коми-пермяцкие считалки (на русском языке, русские народные пословицы и поговорки.
По окончании проектной деятельности дети применяют в своих играх знания, которые получили во время проекта: проговаривают считалки, песенки, играют в подвижные игры, используют элементы народных росписей в своих рисунках.