Формирование у дошкольников бережного отношения к родной природе. Экологическая игра «Это земля — твоя и моя!»

Татьяна Миронова
Формирование у дошкольников бережного отношения к родной природе. Экологическая игра «Это земля — твоя и моя!»

Экологическая игра

«Это земля — твоя и моя!»

Цель: формирование любви и бережного отношения к родной природе

ВЕДУЩИЙ: Мы — земляне. Земля — всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь.

Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды: будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов.

Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?

В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука экология. Ее название происходит от греческих слов “ойкос” — “дом” и “логос” — “наука”. Люди разных возрастов и профессий должны иметь представление об экологии и помнить о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.

Жизнь человека на Земле просто немыслима без животных и растений: они представляют практическую, эстетическую, научную ценность, а значит, люди должны сделать все, чтобы более не допустить исчезновения ни одного вида растений или животных. Наша общая задача — сберечь планету.

Итак, я приглашаю вас принять участие в экологической игре “Это земля — твоя и моя”, которая состоит из нескольких конкурсов. В качестве консультанта выступает учитель биологии и 2 юных эрудита они же будут оценивать вашу работу и подводить итоги.

Конкурс 1

"На суше, в воде, в воздухе, в лесу. "

(Игроки делятся на две команды. Каждая команда получает по десять карточек.)

ВЕДУЩИЙ: Везде, где только можно, произрастают и обитают эти растения и животные. Все они вам знакомы. Ваша задача исключить из четырех понятий одно, не объединенное с остальными общими признаками. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.

1. Муха, кузнечик, светлячок, пчела домашняя. (Пчела — единственное одомашненное человеком насекомое, остальные — дикие.)

2 Киви, страус, цапля, пингвин. (Цапля летает, остальные птицы — нелетающие.)

3 Кенгуру, коала, шиншилла, вомбат. (Шиншилла несумчатое животное, остальные — сумчатые.)

Послушаем мнение эксперта

Высший балл за красоту меха принадлежит шиншилле. Этот зверек получил свое название от имени горных

индейцев чынча в Южной Америке Дикие шиншиллы сохранились только

в Чили и Перу. Размеры: шиншиллы сравнительно невелики: длина тела 23—38 см, а хвоста 8—15 см. Масса

зверька от 0,5 до 1 кг.

Мал золотник, да дорог Мех у шиншилл

уникален – приятной серо-голубой

окраски, мягкий густой и прочный.

4 Рыба-игла,ёж, ехидна, дикобраз. (Рыба-игла относится к рыбам, остальные — Млекопитающие.)

5 Жук-плавунец, таракан, клоп- водомерка, ручейник. (Таракан не обитает в воде.)

6 Сельдь, камбала, сельдерей, окунь. (Сельдерей растение, остальные рыбы)

7 Зимородок, альбатрос, гагара, дятел. (Дятел не ест рыбу, остальные птицы питаются рыбой.)

8Бегемот, носорог, жираф, крокодил. (Крокодил — пресмыкающееся, остальные — млекопитающие.)

9 Выпь, выхухоль, цапля, пеликан. (Выхухоль — млекопитающее, остальные — птицы.)

10 Рысь, коала, леопард, оцелот. (Коала — сумчатое, остальные — представители семейства кошачьих.)

11 Береза, тополь, рябина, калина. (Калина — кустарник, остальные — деревья.)

12 Клен, рябина, дуб, пальма. (Пальма — растение тропиков и субтропиков, остальные растут в средней полосе.)

13 Акула, кит, скат, рыба-пила. (Кит — млекопитающее, остальные — рыбы.)

14 Кефаль, сельдь, морской окунь, щука. (Щука — пресноводная, остальные — морские рыбы.)

15 Земляника, черника, брусника, вороний глаз. (Вороний глаз — ядовитое растение, у остальных ягоды съедобны.)

16 Кукушка, курица-плимутрок, сойка, пеночка. (Курица-плимутрок — порода одомашненных кур, остальные птицы — дикие.)

17 Мошка, комар, овод, шмель. (Шмель — жалящее насекомое, остальные — кровососущие.)

18 Ель, сосна, кедр, лиственница. (Из всех названных пород деревьев только лиственница сбрасывает на зиму иголки.)

19 Киви, археоптерикс, колибри, дрофа. (Археоптерикс — вымершая птица, остальные живут в настоящее время.)

20 Сокол, ястреб, гриф, кречет. (Гриф питается падалью, остальные птицы охотятся на живую добычу.)

Конкурс 2

"Что? Где? Когда?"

ВЕДУЩИЙ: Путешествуя по планете и открывая ее для самих себя, мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить.

(Команды выбирают по три карточки и отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

Вопросы:

1Какое растение можно использовать в турпоходе, если натрешь ногу или поцарапаешь палец (Подорожник. .Его листья обладают лекарственными свойствами, их прикладывают к ранам и потертостям.)

2 Листья каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники, черники, клюквы.)

3 Какие растения по содержанию питательных веществ могут заменить мясо? (Грибы. Они содержат сходный с животным белок волютин)

4 Какое растение первым расцветает на весенних проталинах? (Мать-и-мачеха.)

5 Кто, кроме птиц, может летать? (Летучие рыбы, веслоногие лягушки, ящерица летучий дракон, уж древесный украшенный, летучие мыши, летяги.)

6 Какая птица переносит птенцов в лапах? (Вальдшнеп.)

7 Почему рог носорога можно считать его врагом? (Потому что носорогов истребляют ради рогов: из них делают якобы ценное лекарство, однако наука лекарственные свойства носорожьих рогов не подтверждает.)

8 Какая птица летает быстрее всех? (Сокол-сапсан — во время броска развивает скорость до 75 км/ч.)

9 Какие насекомые носят те же названия, что и млекопитающие? (Жук-носорог, жук-олень, слоник, бабочка-медведица и др.)

10 Справедлива ли поговорка “Нем, как рыба”(Нет)

Послушаем выступление юного эксперта

Рыбы издают самые разные звуки, но, звуковые волны распространяются в водной среде иначе, чем в воздушной. Поэтому мы не слышим “криков” рыб. Рыбы генерируют звук с помощью особых барабанных мышц, используют плавательный пузырь в качестве резонатора, могут скрипеть самим

пузырем; некоторые трут друг о друга жаберные пластинки или сдвигают внутренние органы, создавая звуковые колебания. Не все рыбьи "песни" слышны лишь под водой, некоторые из них все же воспринимаются в воздушной среде. Например, рыбы рода умбрина из Южной Америки издают звуки, похожие на звон колоколов, который разносится над рекой.

Конкурс 3

“Найди ответ в книге!"

(Каждая команда получает 1—2 вопроса и ищет ответы в книгах. Правильный ответ оценивается в 1 балл.)

Вопросы:

1 Когда и в какой стране одомашнили кошку? (В Древнем Египте, примерно тысячу лет назад до н. э.)

2 Что такое экология (Наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей их среды.)

3 Можно ли узнать время с помощью растений? (Многие цветы закрываются в определенное время, например: одуванчики — к пяти вечера, водяная лилия закрывает свою белую чашечку и “утягивает” на стебельке под воду после двух часов дня.)

4 Сколько пород овчарок вызнаете? (Например, в России выведены восточноевропейская, кавказская и среднеазиатская овчарки; кроме того, имеются шотландская — колли, шетландская — шелти, немецкая, бельгийская и другие овчарки.)

5 Что такое фикус и фукус? (Фикус — тропическое растение, некоторые виды разводят как комнатные; фукус — морская водоросль)

6 Чем заповедники, отличаются от национальных парков? (Заповедники посещают, лишь ученые, а национальные парки открыты для туристов.)

7 Что такое Красная книга? (Это книга, в которую заносятся редкие виды животных и растений. Есть Международная Красная книга и Красные книги отдельных стран. Виды в них делятся по следующей категориям: I — находятся под угрозой исчезновения,II -редкие, численность которых быстро сокращается; III — редкие или обитающие на ограниченной территории; IV—редкие, малоизученные; V — восстановленные с помощью принятых охранных мер.)

8 Где обитают зубр, як и бизон (Зубр сохранился в заповедниках Европы, бизон — в Северной Америке. .Як — домашнее животное народов, живущих в высокогорьях Центральной и Средней Азии, на Тибете и Памире; оно дает шерсть, мясо и молоко, используется для перевозки грузов.)

Конкурс 4

ВЕДУЩИЙ: Команды, ваша задача заключается в том, чтобы угадать по описанию животное, занесенное в Красную книгу.

Вопросы:

1 Хищное млекопитающее семейства кошачьих, бегает быстрее всех зверей. (Гепард.)

2 Род ядовитых змей, раздувающих при нападении “капюшон”. (Кобра.)

3 Морское млекопитающее отряда ластоногих. Самец" весит до 2 т, длина тела достигает 4 м, каждый клык весит около 2 кг. (Морж.)

4 Самое крупное млекопитающее Земли, в древние времена вело сухопутный образ жизни. (Голубой кит.)

5 Самые крупные звери из обитающих ныне в Европе. Восстановление из численности началось в Беловежской Пуще, а сейчас большой питомник имеется в Приокско-террасном заповеднике. (Зубры.)

6 Насекомоядное млекопитающее, обладает ценным мехом, мордочка вытянута в виде хоботка. (Выхухоль.)

7 Родственник барса. Вид, встречающийся в нашей стране, населяет своеобразный биотоп — нечто среднее между сибирской тайгой и тропическим лесом. Кто он и где встречается? (Дальневосточный леопард, леса Приморья)

8 Большой, белый, живет среди снегов и льдов, прекрасно плавает и ныряет, ловит рыбу и тюленей. (Белый медведь.)

9 Крупная кошка с длинным пушистым хвостом. Живет в высокогорьях Азии. (Барс.)

10 Парнокопытное млекопитающее с особой формой рогов, населяет горы. (Винторогий козел.)

11 Дикий осел, сохранен лишь в зоопарках и заповедниках. (Кулан.)

12 Белая птица отряда веслоногих, обитает в Астраханском заповеднике; летает, изогнув шею, положив голову на спину и вытянув ноги. (Белая цапля.)

13 Белая птица отряда журавлеобразных, гнездится в тундре; летает, вытянув шею и ноги. (Белый журавль, или стерх.)

14 Парнокопытное млекопитающее рода газелей; живет в пустынях Средней Азии, им не нужен водопой? (Джейран.)

16 Небольшой зверек: передние лапки короткие, задние — приспособлены для прыжков, с удлиненными ступнями; хвост с кисточкой, длиннее туловища. (Тушканчик.)

17 Самый крупный и сильный хищник семейства кошачьих; сохранился в заповедниках Дальнего Востока (Амурский тигр.)

18 Крупная птица отряда веслоногих, питается рыбой, имеет клюв в форме мешка. (Пеликан.)

19 “Крокодил” пустыни. (Серый варан.)

20Ядовитая живородящая змея, обитающая только на Кавказе. (Кавказская гадюка.)

21 Хищная рептилия с кожистым панцирем, живет в озерах Дальнего Востока. (Дальневосточник водяная черепаха.)

(Подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей)

ВЕДУЩИЙ: Вот и закончилось наше путешествие. А в заключение скажем:

“Рыбам — воду, птицам — воздух, зверям — луг, степь, горы. Человеку — вся Земля!”

Давайте помнить, что наша планета — наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или, зверь-исполин. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Публикации по теме:

«Струны души». Стихи для детей и взрослых Вместе со мной плачут струны, Предсказывая жизнь словно руны. О,бог перун,повелитель войны, Помоги понять детей сатаны. Увы мы смертны,не.

Экскурсия-презентация «Шагая легкими шагами…» Экскурсия-презентация входит в состав методического комплекта к программе кружка "Люблю тебя, мой край родной". Его работа нацелена на одну.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование у дошкольников бережного отношения к родной природе. Экологическая игра «Это земля — твоя и моя!»
Опубликовано: 18 апреля 2014 в 12:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки