Папки-передвижки

«Юные исследователи». НОД в старшей группе

Анастасия Гончаренко
«Юные исследователи». НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Юные исследователи

Цель: Обобщить знания детей о воздухе, ознакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Материал: Стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, кусочки мела, маленькие зеркала, небольшие куски резины, резиновые игрушки, весы, трубочки, ёмкости с водой.

Публикация «„Юные исследователи“, НОД в старшей группе» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадку: Ты без него не сможешь жить Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух) Конечно, это воздух, а почему вы так решили? Дети: Потому что воздух везде вокруг нас. Воспитатель: Ребята, а давайте с вами превратимся в учёных и займёмся изучением воздуха. Кто знает, кто такие учёные? Дети: Это люди, которые занимаются опытами и экспериментами. Воспитатель: Перед нами стоит цель, узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить и какими свойствами он обладает. Давайте пройдём в наш исследовательский центр и займёмся опытами. Воспитатель: Возьмите в руки камень и сожмите его в руке. Какой он на ощупь? (жесткий и твёрдый). Камень - это твердое тело. Назовите, какие твердые тела вы ещё знаете? Дети: … Воспитатель: Ребята, скажите, а можно ли взять в руку воздух и сжать его? Конечно, нельзя. Отсюда следует вывод, что воздух - это не твёрдое тело. Воспитатель: Давайте возьмём стакан с водой. Посмотрите, попробуйте, какая она? Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная, без вкуса. Воспитатель: А что умеет делать вода? Вода умеет течь, струится, бежать и журчать. Так что же такое вода? Вода - это жидкость. Ребята, а какие другие жидкости вы знаете? Дети: Компот, чай, кефир, молоко, сок и т. д. Воспитатель: Отсюда следует вывод, что воздух-это не жидкое тело. Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он - не твердое тело. Воздух не может течь и его нельзя пить. Значит он - не жидкость. Отсюда следует вывод, что воздух не и не твердое тело. Воздух - это газ. Он, бесцветный, прозрачный, безвкусный, невидимый и не имеет запаха. Воспитатель: Так как же нам обнаружить воздух, если он невидимый? Воспитатель: Для этого мы возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края, постепенно пакет становится выпуклым. Кто мне скажет почему? (ответы детей). Правильно, пакет становится, наполнен воздухом, но мы его не можем увидеть. Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте помахать ладонью возле лица, а зачем подуйте на ладонь. Что же вы почувствовали? Дети: Лёгкий ветерок, воздух стал двигаться. Воспитатель: Отсюда следует вывод, что любое движение воздуха мы можем ощущать. Воспитатель: Воздух есть повсюду. И чтобы это проверить, давайте бросим в стакан с водой кусок мела. Посмотрите что происходит? Дети: Из мела начали выходить пузырьки воздуха. Воспитатель: Ребята, мы с вами совершили ряд экспериментов, узнавая, где же есть воздух, давайте сделаем вывод, к которому мы пришли? Воздух есть повсюду и в меле, и в пакете. А сейчас, давайте узнаем, какими же свойствами обладает воздух? Может ли воздух занимать место? Воспитатель: Давайте опустим перевернутый стакан в ёмкость с водой. Что мы видим? Дети: Что вода в стакан не попадает. Воспитатель: А давайте осторожно наклоним стакан. Что произошло? Дети: Вода попала в стакан, а воздух из него вышел в виде пузырей. Воспитатель: А теперь возьмём трубочку, закроем пальцем и опустим ее в воду. Что мы наблюдаем? Дети: Что вода не попадает в трубочку. Воспитатель: Давайте откроем отверстие трубочки. Мы видим, что вода вошла в трубочку. Почему? Потому что, воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Отсюда следует вывод, что воздух занимает место.

Физкультурная минутка:

- Проводить эксперименты дело не из лёгких, поэтому в исследовательских центрах бывают перерывы для отдыха. Давайте отдохнём и мы.

Выходите из-за своих столов и проходите на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) Воспитатель: Ребята, а сейчас мы узнаем, может ли воздух иметь вес? Для этого мы возьмём два воздушных шара. Внутри одного есть воздух, а другой сдутый, то есть без воздуха. Кладем воздушные шары на весы. И что мы видим? Что чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему же? Сделаем вывод: чаша весов перевесила, так как шарик наполнен воздухом, отсюда следует, что воздух имеет вес. Воспитатель: Возьмите по кусочку резины и бросьте его в воду. Он утонул. А сейчас опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри? Дети: Воздух. Воспитатель: Отсюда следует вывод, что воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Ребята, мы с вами провели ряд экспериментов и что же мы узнали о свойствах воздуха? Дети: Воздух имеет вес и занимает место. Воспитатель: Правильно. А скажите, пожалуйста, для чего нам нужен воздух? Дети: Для того чтобы им дышать. Воспитатель: Ребята! Мы провели исследования и эксперименты и узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное значение воздуха. А сейчас давайте убедиться в том, что мы дышим воздухом. Воспитатель: Возьмем стакан с водой и трубочку. Опускайте трубочку в воду и тихонько дуйте в нее. Что мы видим? Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздухом. Давайте подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? Дети: Предположения детей. Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды. Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Конечно же, нет. Отсюда следует вывод, без дыхания жизни нет. Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин. Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Дети: Сажать больше цветов, деревьев. Воспитатель: Действительно, без воздуха невозможно жить на земле, поэтому воздух надо беречь от загрязнения.

Публикации по теме:

«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Музей ветра" СентябрьПроведение серии опытов.

Содержание совместной познавательно-исследовательской деятельности «Воздух. Какой он?» в средней группе Программное содержание: Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Юные исследователи». НОД в старшей группе
Опубликовано: 19 июля 2014 в 14:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Юные исследователи». НОД в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Гончаренко (УИ 226578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД