ОЛЬГА СОКОЛОВА
«Юные исследователи» — познавательное занятие для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-формировать представление о Мировом океане;
-закреплять знания о свойствах и видах воды;
-познакомить детей с круговоротом воды в природе;
-развивать навыки проведения опытов, доказательную речь;
-расширять словарный запас;
-воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран и скажите, что это за изображение?
Дети. Это наша Земля.
Воспитатель. А вы знаете, почему на нашей планете столько синего цвета?
Дети. Это вода.
Публикация «„Юные исследователи“ — познавательное занятие для старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о воде и её свойствах. Вы правильно сказали, что синим цветом на карте обозначена вода- все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. На карте обозначены четыре океана, у каждого своё название. Покажите на карте океаны и назовите их.
Дети. Тихий – самый большой, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Если плыть вокруг Земли на корабле, не замечаешь, где заканчивается один океан и начинается другой. Кругом одна вода. Поэтому все океаны называют Мировым океаном. Для чего разделили океаны?
Дети. Чтобы было удобнее ориентироваться на воде.
Воспитатель. На Земле, помимо океанов, есть моря. Назовите их. (Чёрное, Японское, Красное, Мёртвое). Моря тоже относят к Мировому океану. Потому что любое море соединяется с океаном. Ещё есть озёра. Назовите самое крупное (Байкал). Озёра по величине меньше моря. Где больше воды – в морях и океанах или в реках и озёрах? В океанах и морях вода всегда солёная. Для питья она не пригодна. Скажите, много ли пресной воды на планете? Вода в реках и большинстве озёр пресная. После необходимой очистки она становится питьевой.
Детьми делается вывод, что воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало.
Физминутка. К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. 1,2,3,4 – вот как славно освежились! Делать так руками нужно: вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль. Все как один плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой, но не отправимся домой.
Воспитатель. Ребята, вы с водой знакомы. Не раз вы шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи. А когда вы моете руки? Что же такое вода? Давайте проделаем опыт.
Опыт 1. Возьмём узкую баночку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась? Вывод делают дети: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная.
А какого цвета вода?
Опыт 2. Посмотрите на стаканчик с водой, окуните в воду чистую кисточку, её видно? Вывод: вода прозрачная. Окуните кисточку в краску и опустите её в стакан, что произошло? Вывод: прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Воспитатель. Ребята, вода имеет запах и вкус? Дети проверяют, делают выводы, что вода без вкуса и запаха.
Воспитатель. Ребята, вода может растворять некоторые вещества, сейчас мы это проверим на опыте.
Опыт 3. Перед вами два стаканчика с питьевой водой, отпейте немного, попробуйте на вкус. Добавьте в первый стакан немного сахара, во второй соли, хорошо размешайте, попробуйте. Вывод: вода является растворителем сахара и соли, может менять вкус.
Зрительная гимнастика. 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть: мы закроем быстро глазки, и откроем их опять, нам игру закончить нужно – сядем тихо, плавно, дружно, наши глазки закрываем, пальчиками их вращаем, а потом, потом, потом – мы слегка на них нажмём. Раз и два, раз и два – вот и кончилась игра.
Воспитатель. Ребята, а знаете, почему вода в реках пресная, а в океанах солёная? Все реки впадают в океаны. В реках вода пресная. Почему же в океанах и морях солёная? Оказывается причина кроется в круговороте воды в природе. Что же такое круговорот воды в природе? Посмотрите на экран. Солнце светит и нагревает воду в океане. Что в этом случае происходит с водой? Дети отвечают. С поверхности морей, океанов, рек, озёр испаряется только вода (соль и другие частицы не испаряются). Поэтому водяной пар всегда пресный. Он поднимается вверх, в атмосферу. Чем дальше от поверхности земли, тем холоднее. Поэтому на большой высоте влажный воздух охлаждается и превращается в облака. Ветер подхватывает их и переносит с места на место. Наконец наступает момент, когда количество воды в облаке становится так велико, что она выпадает опять на землю в виде дождя, снега, града. Если пар, из которого образовался дождь, бывает только пресным, то какими на вкус будут капельки дождя? Дети отвечают. Дождь бывает только пресным. Пресная дождевая вода стекает в ручейки, а те уже тянутся в реки. Вода в реках тоже пресная. Реки несут свои пресные воды в очень солёные моря и океаны, где вода опять начинает испаряться. Вот это и есть круговорот воды в природе. При испарении воды соль остаётся в океанах и морях. Вода испаряется, а соль нет.
Ребята, солёная вода обладает свойством плавучести. Такая вода способна делать тело человека лёгким и удерживать его на поверхности.
Опыт 4. У меня на столе два тазика с водой. Добавим в один соль, растворим соль в воде. В каждый тазик опустим по одному яйцу и посмотрим, что происходит. Яйцо в солёной воде не тонет, а в пресной опускается на дно. Затем поменяем их местами и убедимся, что плавучесть обеспечивает именно солёная вода. Вывод: солёная вода обладает плавучестью, поэтому в солёной (морской) воде легче плавать, чем в пресной.
Воспитатель. Ребята, а вода бывает только в жидком состоянии? Вспомните, в каких видах мы видели воду? Дети отвечают, что вода бывает в твёрдом (лёд – выносили воду на улицу, она замерзала, газообразном (пар – кипятили чайник) состоянии.
Воспитатель. Вот, как много мы узнали о воде. Давайте ещё раз о ней расскажем в стихотворении:
Дети:
- Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
- В луже, море, океане и в водопроводном кране,
- Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
- На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
- Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
- Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!
Воспитатель. Да, ребята, вода – большая труженица и помощница человека и её надо беречь. Вода является средой обитания для животных и птиц, рыб, растений. Вода – самая широкая и удобная дорога для передвижения морских судов, на которых перевозят большие грузы, людей. Она входит в состав овощей, фруктов. Организм животных и людей тоже по большей части состоит из воды. Потеря воды ведёт к гибели всего живого на Земле. Человек без воды не может прожить более трёх дней. Гидроэлектростанции, которые вырабатывают электроэнергию, работают на воде. Водой орошают поля, умываются. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни металл и пластмассу – ничего не сделаешь без воды!
Ребята, а как мы с вами можем беречь воду? Ответы детей: наливать столько воды, сколько выпьешь, чтобы лишнюю не выливать, не баловаться с водой, закрывать кран, следить, чтобы вода не капала и не лилась понапрасну.
Молодцы, ребята, и в заключении нашего занятия послушайте стихотворение:
Стали жить по новой моде, завели водопровод.
Речка спятила с ума – по домам пошла сама.
А бывало, с перезвоном, к берегам её зелёным
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, к речке кланялись низко:
Здравствуй, реченька – наша мать, дай водицы нам набрать!
А теперь иной невежа захотел водицы свежей,
Шевельнул одной рукой – и вода бежит рекой!
Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой.
И, как только воду взял, хорошенько кран закрой!