МААМ-картинки

Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»

Екатерина Сапыцкая
Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы

Артикуляционная гимнастика

По мнению исследователей детской речи М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Публикация «Консультация „Зачем нужна артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах

Вопросы изучения овладения ребенком процессом артикуляции рассмотрены рядом исследователей: Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, Р. Е. Левиной, Л. Н. Лопатиной, Е. М. Мастюковой, М. Е Хватцева, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Е. В. Шереметьевой и другими.

Онтогенетически артикуляционный праксис формируется последовательно от врожденных программ центральной нервной системы (крик, гуление, ранний лепет, связанные с филогенетической памятью речевой функциональной системы) через поздний слоговой лепет (начало синергетического взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов) к появлению первых слов, фраз и дальнейшей тонкой дифференциации артикуляторных укладов и артикуляционных мелодий в различных фонетических вариантах (В. И. Бельтюков, Н. А. Бернштейн, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, И. П. Павлов, А. Д. Салахова, М. Е. Хватцев и мн. др.)

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное его строение, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения, что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с от_клонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии.

Физиологи придают большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И. П. Павлов отмечал: «Речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Язык представляет собой сложную мышечную структуру, объединяющую несколько внутренних мышц и содержащую волокна нескольких внешних мышц.

Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина выделяют следующие нарушения артикуляции, которые проявляются:

- в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

-в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

-в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

-в снижении количества правильно выполненных движений.

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

• Область губ;

• Составляющие языка;

• Мягкое и твердое небо;

• Челюстной отдел;

• Гортанная область;

• Голосовые складки;

• Носоглотку;

• Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение гласных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.

Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении участвует при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».

Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.

От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

В настоящее время процент детей с речевыми нарушениями заметно возрос. Дети в большинстве случаев попадают к логопеду только преимущественно перед школой, в лучшем случаем после 5 лет. В результате чего упускается самый значимый для речевого развития ребенка возраст, во время которого происходит активное становление и развитие мышц всего речевого аппарата. Для правильного звукопроизношения необходимо подготовить речевой аппарат к тем артикуляционным укладам, которые нужны для произнесения определенных групп звуков. Данную пропедевтическую работу необходимо начинать с первой младшей группы, чтоб успеть подготовить все мышцы речевого аппарата.

Для активизации мышц речевого аппарата используют артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, который помогает мышцам артикуляционного аппарата принимать определенные кинемы (позиции) для четкого и правильного произнесения конкретного звука, т. е. звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью процесса подготовки речевого аппарата к правильному звукоизвлечению. Выполняя артикуляционную гимнастику мы, как в тренажерном зале, тренируем мышцы речевого аппарата, делая их более сильными, а так же учим точной и четкой переключаемости с одной позиции в другую.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Задачи артикуляционной гимнастики

-тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть, щеки)

-выработать точную постановку речевых органов в статичном положении;

-выработать длительность удержания речевых органов в заданном положении;

-выработать умение выполнять движения с определенной силой и в определенном темпе при динамических упражнениях;

-выработать переключения от одного движения к другому;

-развивать способность выполнять движения в полном объеме;

-развивать точность и быстроту движения в заданном темпе;

-развивать кинестетические ощущения;

-развивать самоконтроль и выдержку.

На каждом возрастном этапе артикуляционная гимнастика задействует свои определенные цели и задачи.

В младшем возрасте в первой младшей группе (дети 2-3 лет, когда ребенку еще трудно контролировать свои движения крупной моторики, ему предлагается еще более трудные мелкие движения речевого аппарата, которые ребенку и так тяжело делать. Поэтому в данном возрасте применяются самые простые упражнения для развития губ, щек, языка, мягкого неба. Детям предлагаются упражнения в игровой форме, чтоб ребенку было интересней выполнять все упражнения. Например, сделать упражнение “Улыбка”, растягивая губы, или поцеловать маму, делая упражнение “Хоботок”, вытягивая губы вперед, можно просто сделать упражнение “Птенцы”-широко открыть рот. Для языка тоже есть набор упражнений “Лопаточка”, “Вкусное варенье”, а для щек- дети любят упражнение “Хомяк”.

Дети второй мледшей группа (3-4 года). В этом возрасте речевые способности находятся на раннем этапе своего формирования, поэтому возможные дефекты звукопроизношения только начинают проявляться и их достаточно легко исправить. В этом периоде органы артикуляции становятся более точными, но подвижность и переключаемость несколько снижены из-за возрастных особенностей. На данном этапе происходит усложнение артикуляционной гимнастики и добавляются упражнения с более точными движениями: “Часики”, “Качели”, “Чистим зубки”, “Иголочка” и другие.

4-5 лет (средний дошкольный возраст) На четвертом году жизни происходит изменение артикуляционного аппарата, становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных. К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей звуки -л- -р-. Однако у большинства детей еще имеются различные несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков -л-, -р-, что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. На данном этапе артикуляционную гимнастику можно побдирать по звукам, которые ребенок произносит не четко. Используют комплекс гимнастики на свистящие или шипящие звуки, а также общеукрепляющие и развивающие упражнения.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет (старшая группа). У детей этого возраста в значительной степени сформированы речевые навыки, из-за чего дефекты звукопроизношения в большинстве случаев отчётливо заметны. Однако, чтобы исправить нарушения, требуется больше времени и затраченных усилий. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществить более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки -л-, -ръ-, -р-. У некоторых детей еще сохраняется неустойчивое произношение определенных групп звуков, например, свистящих и шипящих - в одних словах звук произносится правильно, в других неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. В этом возрасте дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например, свистящими и шипящими одновременно, звуками -л- и -р- (старушка.). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка.

На шестом году дети 6-7 лет (подготовительная группа). Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова, или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно дифференцируют. Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы.

Положительный эффект от артикуляционной гимнастики:

• способствует слаженной работе всех органов речевого аппарата;

• является профилактикой нарушений звукопроизношения;

• приучает губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению;

• помогает в процессе обучения чтению и письму;

• исправляет имеющиеся дефекты речи, вялое произношение;

• тренирует мышцы лица, развивают мимику, улучшает кровообращение;

• готовит ребенка к работе со специалистом-логопедом.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики:

1) Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, стопы плотно стоят на полу.

2) Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо в зеркале, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

3) Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно по 3-5 раз в день, для наилучшего закрепления артикуляционной позиции.

4) Каждое упражнение выполняется по 5-8 раз.

5) Статические упражнения (например, «Заборчик») выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

6) Упражнения на переключаемость статических поз, также выполняется от 5 до 10 раз.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей и воспитателей «Для чего нужна гимнастика после дневного сна в детском саду?» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович Формирование у детей.

Консультация для воспитателей «Зачем нужна жалобная книга природы»Консультация для воспитателей «Зачем нужна жалобная книга природы» Одним из залогов успешного экологического воспитания дошкольников становится непосредственный контакт и живое общение ребенка с природой.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 11:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сапыцкая (УИ 2691570) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД