Инна Темина
Загадки детям
▼ Скачать + Заказать документы
Отгадывание загадок предполагает развитие наблюдательности, умения видеть в предметах сходства и различия, требуют способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
Появились загадки очень давно и интерес к ним со временем не угасает. В древние времена ум, знания, сообразительность человек должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.
Публикация «Загадки детям» размещена в разделах
У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок.
В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны: ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки.
Загадки можно использовать при обучении детей чтению, при ознакомлении с окружающим миром по всем лексическим темам, да и просто когда надо занять ребенка во время поездки или длительного ожидания в очереди и т. п. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память.
С чего начинаем отгадывать загадки
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадке помогает ребенку ее понять и отгадать. Не забывам знакомить детей с материалами, формой.
• воспитывайте умение наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Когда ребенок отгадал загадку, необходимо спросить: «как ты догадался?» Если ребе нок сразу не отвечает – не торопитесь подсказывать готовый ответ. Предоставьте достаточно времени на обдумывание и помогите наводящими подсказками в случае необходимости.
О пользе загадок
• Загадка для ребёнка, наряду с песенками и потешками, является образцом народной поэзии. Значительна её роль в развитии у детей поэтического слуха.
• Загадка даёт наглядный пример того, как ёмко, красочно можно сказать о предмете или явлении, что способствует активному развитию речи ребёнка и умению кратко и образно выразить свои мысли и свои наблюдения.
• Знание загадок развивает память, отгадывание их позволяет более глубоко и разносторонне осмысливать мир, развивает сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, нестандартность мышления. • Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, помогают ребёнку обратить внимание на их признаки, свойства и качества. Об одном и том же предмете может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны. • Загадка – это игра. Игра в узнавание, в отгадывание, в разоблачение того, что скрыто.
Использование наглядного материала
В детском саду мы используем не только готовые загадки, но и составляем их в виде схем-моделей. Благодаря им мы можем не только повторить пройденный материал, но и научить детей самим придумывать их. Это помогает формированию связной речи у детей. Они учатся формулировать вопросы. Затем, дети уже и без схем могут свободно сами загадывать загадки на любую тему.
Например, загадка про снегиря ( на схеме:1-знак вопроса,2-перышки красного и черного цвета, 3-маленький кружок, 4-снежинки, 5-лес,6-семена, рябина)
1. Угадайте, про какую птицу я расскажу:
2. Её оперение красного и черного цвета.
3. Она маленькая
4. Зимующая
5. Живет в лесу
6. Питается семенами, почками, ягодами, даже рябиной.