Наталья Фёдорова
Загадочный гость. Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 123 комбинированного вида
Невского района г. Санкт - Петербурга
Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи
«Загадочный гость»
в подготовительной к школе группе
Составила
воспитатель высшей категории:
Фёдорова Наталья Михайловна
г. Санкт – Петербург
2012 г.
Публикация «Загадочный гость, Конспект комплексного открытого занятия по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Цели:
• учить ориентироваться в последовательности времён года;
• формировать звуко - буквенный анализ и синтез слов;
• закреплять навык послогового чтения слов;
• продолжать формировать графо - моторные навыки;
• развивать слуховое и зрительное восприятие, память, произвольное внимание и самоконтроль;
• развивать фонематическое восприятие, фонематические представления;
• упражнять в составлении предложений с заданным словом;
• расширять словарь существительных за счет многозначных слов;
• закреплять правильное произношение свистящих звуков;
• формировать навыки слухового контроля за собственным произношением;
• закреплять навык вежливого обращения друг к другу;
• формировать умение слушать и слышать собеседника, работать в паре;
Оборудование:
• 8 лепестков с вопросами к кроссворду;
• вагоны «времена года», 12 колёс с названиями месяцев и с символическими рисунками на них; на обратной стороне «колёс» текст – сообщение из слогов и отдельных букв «я спешу к вам в гости»;
• «волшебная палочка» для игры «Наведи порядок»;
• кроссворд формата ватмана из восьми слов по горизонтали; после разгадывания кроссворда по вертикали должно открыться имя неизвестного гостя (в данном случае – Буратино);
• диск формата MP3 «Логопедические распевки»,
автор: Овчинникова Т., издательство: КАРО, серия: Популярная логопедия, 2006 г., лицензия МПТР России ВАФ № 77 – 103.
• мяч для игры «Я дарю тебе…»;
• индивидуальные карточки – шифровки (слова, зашифрованные с помощью геометрических фигур, ключ: буквы, вписанные в соответствующие фигуры вверху карточки);
• двусторонние карточки – «мишени» с изображением предметов, названия которых имеют два значения.
• фломастер (маркер) для заполнения кроссворда;
• кукла – перчатка Буратино;
• «снежки» для игры «Мишень» (например, ватно-марлевые).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игровое упражнение «Поезд времени». - К вам приехал необычный поезд времени, а в нём необычные пассажиры – времена года. Поезд вёз важное сообщение, которое было записано на его колёсах. Но на одной станции с составом случилась неполадка, и все колеса перепутались. Помогите им найти свои места. А подсказкой для вас будут служить месяцы. Под каждым вагоном расположите колёса в правильной последовательности и тогда вы сможете прочитать послание. Задание мы будем выполнять по - очереди.
(На панно расположены вагоны – времена года, под ними в произвольном порядке – колёса-месяцы, дети стоят около панно, выполняют задание по - очереди)
- Правильно? Вы согласны? Давайте хором проговорим последовательно все месяцы.
(Педагог переворачивает «колёса» другой стороной, на ней прикреплено сообщение)
- Прочитайте сообщение.
( Дети вместе читают: «я спешу к вам в гости»).
- Интересно, кто же к нам торопился? Чтобы это узнать нужно постараться правильно выполнить все задания и разгадать кроссворд. В вертикальном столбике появиться имя нашего гостя.
- Вы уже отлично справились с двумя заданиями и получили право разгадать первые два вопроса кроссворда.
(Вопросы к кроссворду написаны на лепестках, составляющих цветок. Педагог читает вопрос на первом лепестке. Дети угадывают. Один из детей вписывает слово в соответствующую горизонталь. Аналогично поступают со вторым вопросом).
2. Пение песни «Сыпется песок» (с использованием MP3 диска).
- Теперь представьте – перед нами пустыня, кругом один песок, а когда-то это была прекрасная страна. И в ней жили свистящие звуки. Но налетел ветер и нарушил покой страны. Свистящие звуки разбежались и перепутались с другими звуками. Чтобы навести порядок, нужно спеть песенку, правильно произнося звуки [с], [ц].
(Дети поют песню с музыкальным сопровождением на диске).
- Молодцы, хорошо спели! А сейчас ложитесь на ковёр. Закройте глаза и представьте, что вы в прекрасной стране свистящих звуков.
3. Игровое упражнение на развитие фонематического восприятия и произвольного внимания с элементами релаксации «Наведи порядок»
- Я буду называть слова, в которых свистящие звуки перепутались с другими звуками. Вы слушаете с закрытыми глазами. Тот, до кого дотронусь «волшебной палочкой», может открыть глаза и повторить слово правильно, «починить» его.
( Слова по количеству детей: велошипед- велосипед, шанки – санки, каштрюля – кастрюля, огуреть – огурец, жаяц – заяц, щапоги – сапоги, шолныско – солнышко, голош – голос, вешна – весна, кожа – коза, тяпля – цапля, шушка – сушка и т. п.).
- Молодцы, все слова повторили правильно. Свистящие звуки вернулись на свои места. Страна снова стала прекрасной. Можете угадывать следующие два слова кроссворда.
(Дети встают, подходят к панно с кроссвордом, педагог читает вопрос на третьем лепестке, дети угадывают, один из детей вписывает слово в кроссворд. Аналогично проводится работа с 4-ым вопросом).
4. Игровое упражнение «Мишень» с многозначными словами
- Зима уже давно закончилась. Вы, наверное, успели соскучиться по игре в «снежки»? Послушайте правила игры. Нужно назвать предмет, изображенный на «мишени». Затем бросить «снежок» в цель. Если бросок будет точным, откроется вторая картинка. Её также нужно назвать, а затем с каждым из этих слов придумать предложение.
Раз, два, три!
Быстро в цель ты попади!
(Дети сидят на стульях, педагог подходит к детям по - очереди).
- Как называются такие слова? (многозначные)
- Что значит многозначные слова? (Когда у слова два или несколько значений).
- Отлично справились вы и с таким трудным делом. Отгадываем следующее 5- е слово кроссворда.
(Аналогично предыдущим заданиям).
5. Игровое задание с мячом «Я дарю тебе…».
- Давайте немного отдохнем и скажем друг другу приятные слова. Вставайте в круг. Будем перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросаем и говорить: «Я дарю тебе…например, конфету». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое.
Я начну…. (Педагог может принимать или не принимать участие в игре, в зависимости от уровня подготовленности, раскрепощенности детей).
- Стало ваше настроение лучше? Конечно, приятно быть вежливыми и говорить друг другу приятные слова. Теперь мы смело можем отгадывать 6 – е слово).
(Работа с кроссвордом).
6. Динамическое упражнение «Опоздай на одно движение» на развитие произвольного внимания и самоконтроля.
- Вы уже знаете, чтобы научиться хорошо говорить, нужно быть очень внимательным, наблюдательным и хорошо запоминать. Проверим, как это у вас получается? Игра называется «Опоздай на одно движение». Я буду показывать движения, а вы запоминаете последнее и то, которое было до него. Показывать вы должны всегда предыдущее движение.
(Сначала педагог выполняет два каких - либо движения. Дети запоминают последнее. Затем педагог показывает следующее действие, а дети – то, которое было до него).
- Вы все очень внимательные. Старались не делать ошибок. Вы получили право отгадать 7 – е слово нашего кроссворда).
7. Игровое задание на индивидуальных карточках «Шифровальщики»
- И последнее задание: поработайте шифровальщиками. На столах у каждого лежат карточки с зашифрованными словами. Вам нужно вписать буквы в геометрические фигуры, пользуясь шифром и прочитать слово.
( Варианты зашифрованных слов: школьник, школьница, ученик, ученица, звонок, перемена, школа, каникулы, тетрадь, учебник, портфель, карандаш, ручка).
(Педагог просит прочитать каждого ребенка получившееся слово).
- Молодцы! Нам осталось разгадать последнее слово кроссворда и мы, наконец, узнаем, кто к нам сегодня спешил.
(Дети отгадывают последнее 8 – е слово, один из детей вписывает его в кроссворд).
- Прочитайте имя нашего загадочного гостя.
(Все вместе читают слово, которое открылось по вертикали : Буратино).
Появляется кукла-перчатка Буратино: Здравствуйте, ребята! Я так к вам торопился. Я тоже люблю играть.
8. Итог.
- Не расстраивайся, Буратино! Ребята, попробуйте вспомнить и рассказать Буратино, во что вы сегодня играли. (Расшифровывали слова, ремонтировали «поезд времени», запоминали и повторяли разные движения, пели песню и старались правильно произносить свистящие звуки, говорили друг другу приятные слова).
Буратино: - Как интересно! Неужели вы со всеми заданиями справились! В следующий раз я обязательно с вами поиграю! Но я пришел не с пустыми руками. Я очень люблю дарить друзьям подарки!
(Буратино преподносит детям сюрприз).