Папки-передвижки

Закономерности психического развития ребенка «Понятие нормы и патологии в психическом и физическом развитии»

Ботаенкова Елена
Закономерности психического развития ребенка «Понятие нормы и патологии в психическом и физическом развитии»

Понятие "аномалия" – отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Вопрос об аномалии в развитии психических процессов, в поведении человека можно рассматривать только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Термин «норма» - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно, его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем. Отличие аномального развития от нормального может носить как качественный, так и количественный характер. Традиционно СП и Сп обращали основное внимание на качественные особенности развития детей с отклонениями, но в последние годы возросло число детей с легкими нарушениями, испытывающими определенные трудности в обучении, что сделало актуальными исследования количественных отклонений в развитии. Аномальное развитие – развитие так называемых аномальных детей. (Это дети с проблемами в развитии, имеющие психические или физические недостатки). При этом дефект одной из функций приводит к аномальному развитию не во всех случаях (например, потеря зрения на 1 глаз не приводит к слепоте, так как сохраняется возможность зрительного восприятия другим глазом, а только при наличии серьезных отклонений в развитии, обуславливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.

Публикация «Закономерности психического развития ребенка „Понятие нормы и патологии в психическом и физическом развитии“» размещена в разделах

Ученые (Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия) сформулировали условия, необходимые для нормального развития ребенка :

1) нормальная работа головного мозга и его коры: при патологических состояниях и воздействиях нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, осуществление сложных форм анализа и синтеза, взаимодействие между различными блоками мозга и т. п.

2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов.

3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром.

4) систематичность и последовательность обучения и воспитания ребенка : в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

СП и Сп опираются на знание закономерностей становления и развития психики ребенка. Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. В ходе нормального развития происходят изменения от менее совершенного состояния к более совершенному. Особенности псих развития – необратимость изменений, их направленность, закономерный характер изменений.

Закономерности развития психики :

Цикличность психического развития (псих. функции появляются на определенном возрастном этапе).

Неравномерность п. р., (в определенные периоды жизни ребенка активно созревают отдельные псих. функции, отдельные п. функции формируются на базе ранее сформированных, на каждом возрастном этапе происходит перестройка связей психических функций).

Пластичность нервной системы (она имеет способность к компенсации).

Единство и взаимосвязь социальных и биологических факторов в развитии психики ребенка.

В развитии психики выделяют т. н. критические периоды, когда психика особенно уязвима.

1 - от 0 до 3 лет – закладываются основы психической деятельности, большое значение имеет восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром. Формируется фундамент для дальнейшего обучения ребенка. 2 – от 5 до 7 лет – период освоения нового вида деятельности; у ребенка достаточно развита моторика и речь, но практически на сформирован самоконтроль, саморегуляция, произвольность только формируется. Из-за повышенных требований могут происходить срывы нервной деятельности. 3 – 12-16 лет – изменения, связанные с половым созреванием, дети становятся непослушными, раздражительными, трудно поддаются влиянию взрослых. Во время кризисов могут проявиться или обостриться психические заболевания; к 18-20 годам психическое развитие завершается.

Аномальные дети образуют сложную и разнохарактерную группу. В зависимости от характера нарушений одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие – могут корригироваться, а некоторые – только компенсироваться. Компенсация – «обходной» путь развития (внутрисистемная и межсистемная).

Причины нарушений в развитии.

Под причиной отклонения в развитии, как указывает Е. М. Мастюкова, понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций. Почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психофизическом развитии.

Отклонения в развитии детей могут быть вызваны различными факторами. Две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития : 1 - эндогенные (генетические) и 2 - экзогенные (средовые факторы).

К эндогенным причинам относятся: 1) различные наследственные заболевания (аплазия - недоразвитие внутреннего уха; миопатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани и т. п.); 2) заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом - хромосомные аберрации (полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз, нулесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом, дупликация – удвоение отдельных участков хромосм и др., например, болезнь Дауна – трисомия 21 хромосомы – лишняя хромосома). (эндогенные причины нарушения развития отмечаются у 6-7 детей на 1000 новорожденных)

К экзогенным причинам относятся: 1) хронические заболевания родителей, (астма, порок сердца, сах. диабет, почечная недостаточность, 2) инфекционные болезни родителей (туберкулез (особенно матери в период беременности) – корь, краснуха, 3) интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые, лекарственные и т. п., 4) различные травмы (родовые, черепно-мозговые, травмы анализаторов, конечностей и т. п., 5) конфликт по резус-фактору, 6) несоблюдение санитарно-гигиенических норм, 7) физические факторы среды (радиация, загрязнения, 8) заболевания самого ребенка (инфекционные и соматические).

Патологические факторы группируются также в зависимости от периода воздействия на развитие личности ребенка. Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется пренатальным, в период родовой деятельности - натальным, а после рождения - постнатальным воздействием. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным по-вреждением.

Пренатальные патологические факторы : генетические отклонения, отягощенная наследственность; хронические заболевания родителей, например, нефропатия (недостаточность деятельности почек); злоупотребление родителей наркотиками, алкоголем, курением; физические и психические травмы женщины в период беременности; инфекционные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; токсикозы; внешнесредовые факторы (неблагоприятная экологическая ситуация, работа родителей на вредных для здоровья производствах (связанных с облучением, химических предприятиях и т. п.) и др.).

Натальные: быстрые роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной (это приводит к асфиксии - удушью, неквалифицир. оказание акушерской помощи и др.

Постнатальные: опухоли мозга (менингиома, нейроинфекции (менингиты и энцефалиты, инфекционные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга и т. д.

Отклонения в развитии ребенка могут вызвать нарушения питания и сна детей, длительные соматические заболевания, вызывающие истощение детского организма и поражение центральной нервной системы, неблагоприятные условия социальной среды. Велика вероятность возникновения отклонений в развитии у недоношенных детей, а также у детей, родившихся с малым весом тела. (Меры, предпринятые для поддержания жизни недоношенных детей (6 мес) весом до 1 кг).

Отклонения в развитии, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, называются органическими нарушениями. Если дефекты в развитии вызваны не органическими, а функциональными причинами, тогда говорят о функциональных нарушениях. К функциональным отклонениям в развитии относятся следующие : социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта ребенка со взрослым, двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др. Функциональные нарушения обычно являются более легкими по сравнению с органическими и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников, т. е. функциональные нарушения обратимы.

Факторы риска нарушений психического развития подразделяются на биологические и социальные.

Биологические – это все эндо- и экзогенные факторы; социальные факторы риска возникновения недостатков в психофизическом развитии : а) в пренатальном и натальном периоде. Ученые установили, что отрицательное влияние оказывают неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребенка, и которые направлены непосредственно на самого ребенка (желание прервать беременность, негативные и тревожные чувства, связанные с будущим материнством). Результат переживаний матери – выброс в околоплодную жидкость т. н. гормонов беспокойства – сужение сосудов плода – кислородное голодание, гипоксия – может начаться отслойка плаценты и преждевременные роды. А также: сильные и кратковременные стрессы, потрясения, испуги – м. б. выкидыш, преждевременные роды. б) в постнатальный период: чем меньше ребенок, тем большую роль в возникновении и профилактике нарушений играют взрослые, прежде всего семья. Пребывание ребенка в семье социального риска повышает риск состояний педагогической и социальной запущенности, ухудшения состояния здоровья, усугубление имеющихся недостатков. К нарушениям психического развития может привести эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально по-ложительного контакта ребенка со взрослым, двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Волшебная сила музыки в развитии ребенкаВолшебная сила музыки в развитии ребенка Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной,ребенок сосредотачивается, затихает. Но.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Подвижные игры в развитии ребенкаПодвижные игры в развитии ребенка Для многих родителей и воспитателей в детских садах актуальна проблема проведения подвижных игр с детьми. Это неудивительно, ведь дошкольники.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закономерности психического развития ребенка «Понятие нормы и патологии в психическом и физическом развитии»
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 19:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД