Елена Панасенко
Программа дополнительного образования «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы
1. Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи Программы по дополнительному образованию
1.3. Основные принципы Программы
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 6-7 лет.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы.
2. Содержательные раздел Программы
2.1. Основные направления образовательной работы спецкурса.
Публикация «Программа дополнительного образования „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
2.2. Формы и методы по реализации основных задач Программы.
2.3. Технология работы.
2.4. Тематическое планирование работы спецкурса «Занимательная математика».
3. Организационный раздел.
3.1. Методическое обеспечение Программы.
3.2. Организация режима спецкурса в образовательном учреждении.
3.3. Список литературы.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Программа кружка «Занимательная математика» рассчитана на детей 6-7 лет.
Особенность работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Работа в кружке «Занимательная математика» дает возможность развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности детей. Основой интеллектуального развития детей является формирование и развитие математических представлений у дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Формы организации детей разнообразны : игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур.
Кружок проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут.
1.2. Цели и задачи Программы по дополнительному образованию.
Цель: Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
- Отрабатывать арифметические и геометрические навыки.
- Развивать у детей умение оперировать знаниями по математике.
-Формировать умение объективно оценивать свои возможности.
-Развивать доказательную речь и речь-рассуждение.
-Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
- Развитие логического мышления и творческих способностей.
-Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
-Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных
операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, основных
свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
1.3. Основные принципы Программы.
1. Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность. Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6. Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей
6-7 лет.
Возраст 6 – 7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Восприятие продолжает развиваться
В сфере развития речи. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. К концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания.
У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Осознание своего «я» к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
• Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
• Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец, произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
• Социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Ребёнок должен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т. п.).
Поступление в школу важное событие в жизни ребёнка. Учёба в школе не лёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчиняться его нормам и правилам установленными школой, считаться с интересами товарищей, преодолевать трудности. Чтобы с правиться с ними, необходимо обладать нравственно – волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность. Но, к сожалению, многие родители считают, что основное при подготовке к школе – это научиться читать, считать, писать. Конечно, подготовка важна, но её недостаточно для успешного обучения в школе. Переход из детского сада в школу важный этап в жизни детей. Из основной игровой деятельности ребёнка в детском саду, в школе основная деятельность учебная. Важно, поставить перед детьми перспективу, сформировать ценные мотивы учения. Родители как правило по-разному раскрывают перед детьми эту позицию. Одни внушают, что учёба сплошной праздник, другие наоборот запугивают детей предстоящими трудностями. Позиция родителей должна быть спокойной, деловой, ободряющей.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы.
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Е. В. Колесниковой провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Дети должны уметь:
• Объединять группы предметов по общему признаку
• Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
• Называть числа в прямом порядке до 20;
• Соотносить цифру и количество предметов;
• Пользоваться цифрами и математическими знаками;
• Различать величины: длину, ширину, высоту;
• Делить предметы на несколько равных частей
• Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
2. Содержательные раздел Программы.
2.1. Основные направления образовательной работы спецкурса.
1. Количество и счет.
• Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
• Поставленные цели реализую через следующие игры:
• «Назови следующее, предыдущее число»
• «Назови соседей числа»
• «Назови меньше на 1, больше на 1»
• «Вверх вниз по числовой лестнице»
• «Составь и реши задачу».
• Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
2. Геометрические фигуры.
• В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
• Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
• «Назови предметы заданной формы»,
• «Что общего и чем различаются фигуры»,
• «Найди предмет такой же формы»,
• «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
• «Найди лишнюю фигуру»,
• «Конструктор»,
• «Почини одеяло»,
• «Танграм»,
• Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
3. Определение величины.
• Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
• В работе по данному разделу использую игры– эксперименты:
• «В каком сосуде больше воды?»
• «Что легче, что тяжелее?»
• «Что тонет, что плавает?»
• «Подбери шарфик для кукол»
• «Короче-длиннее»
• «Подбери мебель для трех медведей»
• В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
4. Ориентировка во времени
• В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
• В работе использую следующие дидактические игры:
• «Вчера, сегодня, завтра»
• «Дни недели»
• «Мой режим дня по часам»
• «Определи время по часам»
• «Когда это бывает?»
• «Что перепутал художник?»
• Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года, совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяю логические задачи.
5. Логические задачи
•
• Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
• Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Волшебный круг»,»Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
2.2. Приёмы организации образовательного процесса :
•
Анализ и синтез;
•
Классификация;
•
Сравнение;
•
Обобщение.
2.3 Формы и методы по реализации основных задач Программы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
В процессе спецкурса используются различные формы:
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
МЕТОДЫ:
• Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
• Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Показ мультимедийных материалов
2.4. Тематическое планирование работы спецкурса
«Занимательная математика»
№ Тема Цель. Содержание.
1 Величина.
Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
2 Количество и счет Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом. Незнайка в гостях»
Цель:учить видеть равное количество
разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
«В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
3 Ориентировка во времени.
Ориентировка в пространстве. Закреплять временные представления
«12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
«Когда это бывает?» Математическая сказка
«Художники» №2
Цель: развитие ориентировки в пространстве
4 Геометрические фигуры Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник «Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
«Приключения Маши и Вани»
5 Количество
и счет: Числа и цифры от 1 до 10.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Знаки + и -. «Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
6 Геометрические фигуры Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. «Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
«Как Круг и Квадрат отправились в поход»-
7 Количество и счет Числа и цифры от 1 до 9, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. «Поездка»
Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.
8 Ориентировка во времени и в пространстве Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. «Найди парную картинку»
Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
9 Величина. Длинный - короткий. Часть и целое. «Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
«Где, чей дом?»
10 Количество и счет. Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. «Аэродром»
Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки»,
11 Геометрические фигуры Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур «Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
«Гном строит дом»
12 Количество и счет Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. «Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
«Теремок»-Математическая сказка
«Игры с разноцветными прищепками»
13 Количество и счет Числа и цифры от 1до 20. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших. Решение примеров на сложение и вычитание Знаки<,>. «Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
14 Геометрические фигуры Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур
Повторение названий геометрических фигур. «Кто быстрее найдет предмет?»
Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
15 Количество и счет. Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. «Каких кружков больше»
Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
«Сколько разных игрушек»
Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.
«Напиши цифру»,
16 Величина Сравнение предметов по всем показаниям величины. ««Сосчитай, не ошибись»
Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров
17 Геометрические фигуры Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. «Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
18 Геометрические фигуры Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. «Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
«Укрась коврик»,
«Что на что похоже?»,
19 Ориентировка во времени в пространстве Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. «Найди нужную картинку».
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
«Времена года»,
«Назови скорей»
Цель: формирование знаний о днях недели.
20 Ориентировка в пространстве и во времени. Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. «Подумай и закрась»
Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
«Назови скорее», «Нарисуй правильно»
3. Организационный раздел.
3.1 Методическое обеспечение Программы :
-Геометрические фигуры и тела.
-Игры на составление плоскостных изображений предметов.
-Обучающие настольно-печатные игры по математике.
-Геометрические мозаики и головоломки.
-Занимательные книги по математике.
-Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
-Простой карандаш; набор цветных карандаше.
-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
-Счетный материал, счетные палочки.
-Набор цифр от 1 до 9.
-Пособия («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)
-Головоломки: («Кубик-рубик», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
-Электронные дидактические пособия.
3.2. Организация режима спецкурса в образовательном учреждении.
Непосредственно образовательная деятельность спецкурса проводится 1 раз в неделю по 1 часу (продолжительность 1 учебного часа 30 минут) во вторую половину дня каждую среду в 16.00. в месяц 3-4 занятия.
Учебный план работы спецкурса
Возраст детей Всего занятий / в неделю Всего занятий в месяц Количество занятий в году
6-7 лет 1 1 20
- Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
3.4. Список литературы.
1. Т. В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
2. Е. В. Колесникова «Демонстрационный материал : Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М. ,2007
3. Е. В. Колесникова Математика для детей 6-7лет
4. Е. В. Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2008
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Математика для дошкольников» М. ,1993
6. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М. ,2011
7. Е. В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е. В. Колесникова