Людмила Смаракова
Конспект занятия ко Дню Победы «Помним. Гордимся. Наследуем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Помним. Гордимся. Наследуем»
Музыкальный руководитель
Смаракова Людмила Владимировна
МБДОУ детский сад комбинированного вида №8
г. Апшеронск
2020 год
Цель:
Расширение знаний детей о государственно – гражданском празднике «Дне Победы», формирование нравственно – патриотических качеств ребенка.
Задачи
Образовательные:
1. Раскрытие понятия о значении музыки в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны, обогащение представления детей о тяготах военных лет.
Публикация «Конспект занятия ко Дню Победы „Помним, Гордимся, Наследуем“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
2. Продолжение знакомства детей с творчеством Д. Д. Шостаковича. Формирование представления детей о влиянии музыки на настоящее человека.
3. Знакомство с симфоническим оркестром.
Развивающие:
1. Развитие эмоциональности, навыков выразительности в пении и движениях.
2. Развитие музыкального слуха, восприятия и музыкальной памяти.
3. Создание условий для творческих проявлений детей.
Воспитательные:
1. Побуждение детей к сопереживанию событий военных лет; воспитание уважения к героическому прошлому нашей Родины.
2. Воспитание эстетического восприятия и интереса к музыке.
3. Обогащение переживания детей, их духовного мира, воспитание бережного отношения к народной памяти.
Предварительная работа:
Проведение бесед с детьми, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне; оформление стенгазеты с фотографиями предков воспитанников, участников Великой отечественной войны; совершение экскурсии к Мемориальному комплексу «Молодогвардейцам» в гимназии № 5, к «Вечному огню». На музыкальных занятиях прослушивание песен военных лет, разучивание песен, танцев, сценок о Великой Отечественной войне, просматривание слайд – шоу.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, музыкальный центр, музыкальные инструменты для оркестра, цветы к танцу, аудиозапись «Берлинская полька», «Симфония № 7» Д. Д. Шостаковича (фрагмент, видеоклип «День победы» на муз. Д. Тухманова.
Музыкальный материал:
1. «День Победы» Д. Тухманова.
2. «Катюша» М. Блантер.
3. «Симфония № 7» Д. Д. Шостаковича (фрагмент темы нашествия)
4. «Вечный огонь» муз. А. Филиппенко.
5. «Победа» вокальное упражнение) муз. и сл. Л. В. Гороховой.
6. «Моя Россия» муз. Г. Струве.
7. «Когда поет казачья быль» А. Яковенко.
8. «Большой хоровод» Б. Савельева.
9. «Коробейники» русская народная мелодия. Игра в оркестре.
10. «Наши закубанские» Г. Коновалова; инсценирование песни.
ХОД
Дети входят в музыкальный зал под музыку Давида Тухманова «День Победы».
Музыкальный руководитель приветствует детей.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы, наверное, уже догадались, что речь у нас сегодня пойдет о праздновании 75-летия со Дня Победы? Под какую музыку вы вошли в музыкальный зал?
Дети: День Победы.
Музыкальный руководитель: Какой композитор написал это произведение?
Дети: Давид Тухманов.
Музыкальный руководитель: Какой это музыкальный жанр?
Дети: Песня.
Музыкальный руководитель: А какой у нее характер?
Дети: Маршевый, бодрый, праздничный, радостный, светлый.
Музыкальный руководитель: Правильно. Это песня – марш. А танцевальный характер бывает у песен?
Дети: Конечно, бывает!
Музыкальный руководитель: Правильно. И во время войны таких песен – танцев и песен – маршей появилось не мало, которые поддерживали дух бойцов. А одной из самых любимых песен, под которую бойцы пели и плясали, как вы думаете какая была?
Дети: «Катюша»! Песня – танец.
Музыкальный руководитель: Давайте же и мы сегодня под нее потанцуем.
Исполняется пляска «Казачок»муз. М. Блантера, песня «Катюша».
Музыкальный руководитель: А теперь предлагаю всем занять свои места. 9 мая День Победы над кем? С кем была война?
Дети: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну.
Музыкальный руководитель: С каким цветом война у вас ассоциируется?
Дети: С черным!
Музыкальный руководитель: С каким ладом: мажором или минором?
Дети: Минором.
Музыкальный руководитель: А победа, с каким ладом?
Дети: Мажором.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вспомнить нашу распевку «Победа». Будьте внимательны, где мажор, а где - минор.
Исполняется вокальное упражнение «Победа» Л. В. Гороховой.
Музыкальный руководитель: А теперь исполним песню «Вечный огонь» acapella. Следите за жестом рук: где S (форте – громко, а где Р (пиано – тихо).
Исполняется песня acapella «Вечный огонь»А. Филиппенко.
Музыкальный руководитель: Во всех городах есть могилы Неизвестного солдата, где горит Вечный огонь, люди к нему возлагают цветы. Он – неизвестный солдат защищал свою Родину – Россию. А с чего начинается Родина для каждого из нас?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вспомнить об этом песню «Моя Россия». Поем протяжно, дружно, чисто интонируем мелодическую линию, правильно берем дыхание.
Исполняется песня «Моя Россия»муз. Г. Струве.
Музыкальный руководитель: А как называется наша малая Родина?
Дети: Кубань!
Музыкальный руководитель: Когда подрастете, кто из вас будет защитником Кубани?
Дети: Я!
Музыкальный руководитель: Предлагаю вот так же дружно исполнить песню о нашей малой Родине. Встали. Расправили плечи. Внимательно слушайте вступление.
Исполняется песня «Когда поет казачья быль» А. Яковенко.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, музыка способна человека сделать сильнее? Увереннее в себе?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Конечно. Вообще, музыка – это великая сила. Музыка помогала людям выживать в годы войны. Многие композиторы обращались тогда к теме войны, и сегодня я предлагаю вам, ребята, продолжить знакомство с музыкой композитора Д. Д. Шостаковича. С его творчеством вы уже знакомы. Какие из его произведений вы помните?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А сегодня мы еще раз послушаем его Седьмую Симфонию. Симфония – это сложное большое произведение. Мы сегодня послушаем только отрывок из этой симфонии, в котором очень ярко прозвучит тема нападения, нашествия фашистских захватчиков. По музыкальному жанру это какое произведение?
Ответы детей.
Воспитатель: Как еще называется эта симфония?
Дети: Ленинградская.
Воспитатель: Почему?
Дети: Дмитрий Шостакович написал ее в блокадном Ленинграде. Там же впервые она была исполнена.
Музыкальный руководитель: Дмитрий Шостакович говорил так: «Моим оружием была музыка». Фашисты думали занять Ленинград быстро – 9 августа 1941 года. Они думали, что жители умрут от холода и голода. Не смотря ни на что через год в умирающем, но не сломленном городе состоялся концерт, на котором прозвучало новое произведение композитора Д. Д. Шостаковича «Седьмая симфония». Чтобы этот концерт состоялся, артиллеристы вели непрерывный огнь по врагам. Концертный зал был переполнен, сиял электрическими огнями, не смотря на то, что электричество включали один раз в день и совсем ненадолго. По радио транслировали этот концерт. Композитор, музыканты и все население Ленинграда хотели показать фашистам, что они живы и будут жить, что они борются и работают.
Можно себе представить тихое, ясное летнее утро, и, вдруг в тишине раздаются барабанная дробь и топот множества шагающих ног. На нашу страну двинулось огромное количество вражеских солдат, танков, самолетов. Как будто страшное чудовище лязгало, скрежетало, заполняло все пространство, крушило все, что стояло у него на пути. Так композитор показал образ фашистского нашествия. Этот образ словно набухал и обрушивался на слушателей, вырастая до гигантских размеров. Сейчас я вам предлагаю послушать этот фрагмент симфонии.
Дети слушают симфонию № 7 Д. Шостаковича (фрагмент).
Беседа об услышанной музыке.
Музыкальный руководитель задает вопросы:
- Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?
- Каким образом композитору удалось это передать?
- Зачем такую страшную правду композитор нам рассказал?
Ответы детей.
Воспитатель: После прослушивания симфонии люди с новой силой готовы были идти в бой против немецких захватчиков, чтобы защищать своих родных и близких, чтобы разгромить и прогнать фашистов. Вот теперь вы знаете, какой большой силой обладает музыка. А как вы думаете, на привале между боями бойцам музыка была нужна?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Зачем?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Правильно, а в одной песне даже так и поется:
«Кто сказал, что песни нужно бросить на войне.
После боя сердце просит музыки вдвойне».
А еще очень помогала веселая, задорная пляска бойцам. Раненные смотрели на тех, кто плясал, и им хотелось жить, они верили еще больше в победу. А давайте и мы с вами остановимся на привале и попляшем.
Мальчики исполняют «Пляску кубанских казаков».
Воспитатель: Наш привал продолжается. Полевая кухня накормила солдат горячей кашей. Физические силы бойцов восстановлены, в руках солдат – ложки. А почему бы на них не поиграть немножко? И так, ложки дружно разбираем, и на них мы поиграем.
Исполняется оркестр ложкарей. (Русская народная мелодия «Коробейники»).
Музыкальный руководитель: Отгремела война, на землю пришел мир. Кубанские казаки возвращаются домой, где их встречают матери, жены, дети. Радостно сияют их лица. И уж тут без песни ну никак нельзя. Пели дружно, весело, бодро! Вот и мы с вами давайте споем так же! Красиво, выразительно, ритмично!
Исполняется инсценировка песни «Наши закубанские»Г. Коновалова.
Музыкальный руководитель: На Кубани все счастливы, рады:
«Казаки вернулись до хаты»!
А как были рады их дети
Той долгожданной встрече!
«Батько вернулся!» - кричали казачата,
И слезы счастья сияли на их лицах,ребята…
Давайте же мы радостно споем с вами о мире,
О том, который они нам с вами подарили!
Исполняется «Большой хоровод» музыка Бориса Савельева.
На слайде мультимедиа «Берлин». Знамя Победы над рейхстагом.
Воспитатель: Ребята, в каком городе война закончилась?
Дети: В Берлине!
Воспитатель: Вот оно – Знамя Победы! (Показывает на экран мультимедиа).
Сокрушая железо и камень,
Наш солдат всех врагов поразил.
Над Берлином победное знамя –
Знамя правды своей водрузил.
Воспитатель: Советскую армию – освободительницу в Берлине встречали с цветами, со словами благодарности за спасенный мир! И, конечно же, с радостью! Предлагаю вот так же радостно и дружно, с цветами и улыбками исполнить весёлую «Берлинскую польку».
Исполняется парный танец «Берлинская полька»(ритмопластика Т. Суворовой).
Дети рассаживаются на свои места.
Музыкальный руководитель подводит итог занятия.
Звучит «День Победы» Д. Тухманова. Дети маршевым шагом выходят из музыкального зала.
Приложение №1 ПРИЗЕНТАЦИЯ
Приложение №2 ФОТО