кошелева елена
Занятие: «Кто и как разносит семена»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Показать взаимосвязи в природе (на пример распространения семян). Материал. Семена клена, липы (или любые крылатки); одуванчика,чертополоха (или любые с хохолком); клей,кисточки; мягкая игрушка или шерстяной носок на веревочке, лупа, желуди или лесные орехи, изображения плодов или плоды боярышника,вишни,барбариса и т. д. Ход занятия. Прочтите детям стихотворение или короткий прозаический текст, описывающий осень, например " Перед дождем" Н. Некрасова. Что происходит осенью? (Ответы детей.)Одна из примет осени- созревание плодов и семян растений. Чтобы сохранить свое потомство, растению нужно распространить семена на большой территории. Кто помогает это делать? (Предложения детей.) Семена некоторых растений могут летать с помощью ветра. Что необходимо для полета? (Крылья.) Крылья есть у птиц, летающих насекомых, у машин, придуманных человеком, чтобы перемещаться на большие расстояния по воздуху,- самолетов. А как семена приспособлены к полету? Предложите детям рассмотреть семена клена и ответить, на что похожа крылатка. (крыло стрекозы.) Как летает плод липы (Закручиваясь как винт вертолета.) Прочитайте и обсудите с с детьми стихотворение. Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет- нарядится В беленькое платьице, Легкое, воздушное, Ветерку послушное. Рассмотрите с детьми семена одуванчика и семена с более крупными парашютиками (например, чертополоха). Обязательно дайте им подуть на парашютики. Экскурсия Экскурсию лучше провести к ближайшим зарослям репейника, череды или дикой моркови. Прихватив с собой мягкую, но не очень пушистую игрушечную собаку (её с успехом заменит старый шерстяной носок на веревочке, вы легко продемонстрируете способы распространения семян и плодов, обладающих крючковидными волосками, крохотными шипами с якоревидными окончаниями,зубчиками и капельками липкого секрета. Счищенные с собаки, носка или собственной одежды семена рассмотрите вместе с детьми в лупу. Продолжением экскурсии может быть поиск плодов, которые переносятся птицами. Расскажите о взаимосвязи окраски плодов и цветного зрения птиц; изменение окраски подсказывает птицам, созрел плод или нет. Добавьте, что цветное зрение есть не у всех животных. У травоядных, например, нет, а у насекомых, опыляющих цветы, есть. Расскажите о том, что твердая оболочка многих семян (вишни, боярышника,рябины) не позволяет им прорасти, пока эти семена не побывают в птичьем желудке, где оболочка размягчится под действием желудочного сока. Покажите детям погрызанные мышами желуди и расскажите, что мыши делают себе запасы на зиму (из семян, желудей и т. п., которые потом не всегда находят. Подчеркните взаимосвязь жизненных циклов животных и растений, проявляющуюся в параллельном сезонных явлений (осенью созревают семена растений- животные делают запасы из семян, чтобы выжить зимой,- весной несъеденные семена прорастают).