МААМ-картинки

Конспект НОД «Народная культура и традиции»

Ерофеева Ольга Владимировна
Конспект НОД «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Познакомить детей с русским народным творчеством.

2. Формиовать знания детей о традициях русского народа, вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.

3. Воспитывать уважения к труду мастеров народных промыслов

4. Учить выполнять русские народные движения в играх.

Публикация «Конспект НОД „Народная культура и традиции“» размещена в разделах

Оформление: зал оформлен в русском народном стиле. На столах расставлены предметы народного творчества : хохлома, гжель, дымковская игрушка, корзина с музыкальными инструментами, короб.

Ход Нод

Организационный момент.

Дети хороводным шагом идут змейкой за воспитателем по залу под русскую народную мелодию. Подходят к двум детям одетым в русские народные костюмы.

Воспитатель. Ребята, мне кажется, мы попали в Киевскую Русь. Нас встречают её жители. Давайте с ними поздороваемся (дети кланяются).

А во что они одеты?

Дети. В русские народные костюмы!

Воспитатель. Правильно, а давайте назовем, из каких частей состоят эти костюмы?

Дети. Косоворотка, шаровары, сапоги, кокошник, сарафан, рубашка.

Воспитатель. В этих костюмах ходили очень давно наши предки. А как вы понимаете, кто такие предки?

Дети. Дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки (дети проходят и садятся на стульчики)

Воспитатель. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь подумать и ответить:

Наряд мой пёстрый,

Колпак острый,

Шутки и смех веселят всех!

Я веселая игрушка,

А зовут меня…. (Петрушка)

Выбегает петрушка (на груди у него висит короб)

«Э-ге-ге»! Здравствуйте народ честной! Привет, девчонки и мальчишки! А вот и я Петрушка! Я - герой русского народного театра. Я не люблю ленивых, врунов, злых людей, но всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых (короб снимает и ставит на стул).

Воспитатель. Петрушка! А дети у нас все трудолюбивые, добрые, говорят только правду.

Воспитатель: ребята, а вы помогаете дома своим мамам? Какие обязанности есть у вас, которые вы выполняете дома? (ответы детей)

Воспитатель. Петрушка, какие молодцы у нас ребята, не боятся трудностей, трудолюбивые! Они у нас знают ещё много поговорок о труде и тебе сейчас расскажут.

-Кончил дело — гуляй смело.

-Терпенье и труд все перетрут.

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

-Дело мастера боится.

-Мала пчелка, да и та работает.

-Усердная мышь и доску прогрызет.

-Любишь кататься — люби и саночки возить.

-Семь раз отмерь, один — отрежь.

-Землю красит солнце, а человека — труд.

-Делу — время, а потехе — час.

-Кто не работает, тот не ест.

-Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

-Маленькое дело лучше большого безделья.

-Больше дела, меньше слов.

-Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

-Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.

-Кто мало говорит, тот больше делает.

-Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

-Люби дело — мастером будешь.

Воспитатель: Но дети Петушка у нас не только трудолюбивые, но и очень дружные. Выходит ребёнок и читает стихотворение о дружбе

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам. Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям. Никогда не надо!

Петрушка: молодцы ребята и трудолюбивые и дужные.

Издавна у людей была традиция без подарка в гости не приходить. От этой традиции, я тоже не ушел, я вам принёс подарки. Берёт корзину с музыкальными инструментами, дети встают перед Петрушкой. Достаёт по одному инструменту и просит назвать, что он достал, передает несколько инструментов воспитателю и несколько держит сам.

Дети называют: ложка, бубенцы, колокольчик, бубен, балалайка.

Петрушка: ребята, а как одним словом называются эти инструменты?

Дети. Народные музыкальные инструменты. Правильно это народные музыкальные инструменты!

Воспитатель. А давайте покажем нашим гостям, как мы умеем на них играть! Раздает с Петрушкой инструменты детям. Дети, передвигаются на кружочки под музыку вместе с Петрушкой и выполняют музыкальные движения. У Петрушки в руках балалайка. Затем дети садятся на стульчики.

Ребенок. Народ придумывал много потешек, песен, сказок, поговорок. Это творчество передавалось их детям, а начиналось всё с колыбельной.

Воспитатель. Наши девочки сейчас покажут, как пели мамы своим детям на Руси. Поют колыбельные песни, в руках держат тряпичные куклы.

-Ой-ли, Ой-ли, Ой-лю-ли

Прилетели голуби.

Стали гули ворковать

Нашу деточку качать

Бай-бай- баю-бай

Поскорее засыпай

Бай-бай- баю-бай

Спи, малыш мой, засыпай

(Русская народная)

-Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

Спать пора.

Наступает ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко

Воспитатель: ребята! А какие в этих колыбельных слова?

Дети: добрые, ласковые, поются тихим голосом.

Воспитатель: мамы всегда с любовью относились к своим детям. При любом случае использовали песенки, потешки, заклички. А давайте послушаем, что напевали мамы своим детям при умывании, расчесывании волос, при кормлении.

Девочки, поют потешки, имитируя движения, дети за ними повторяют.

-Водичка водичка умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

-Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

-Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Воспитатель: вот такие добрые песни и потешки пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к ним. Авы любите своих мам? Давайте назовем ласковые слова о маме (ответы детей).

Нежная

Милая

Заботливая

Ласковая

Добрая

Внимательная

Отзывчивая

Обаятельная

Улыбчивая

Чуткая

Красивая

Умная

Замечательная

Справедливая

Ненаглядная

Чудесная

Элегантная

Петрушка выходит с коробом, в котором лежат игрушки: дымковская, гжель, хохлома.

Дети! Я знаю ещё одну традицию.

Пока он говорит, воспитатель выносит стол с народными промыслами. По выходным люди собирались семьями и шли на ярмарку, где продавились различные предметы, игрушки, созданные народными мастерами. Достаёт из короба по одной игрушке. Дети, что это за игрушка? Дети называют.

Воспитатель. Я вас приглашаю на ярмарку, где эти игрушки мы можем увидеть. (Под весёлую музыку идут к столам, на которых разложены предметы народных помыслов)

А давайте найдем такую игрушку здесь! А из чего она сделана? Какие краски использовал мастер, когда расписывал её? Какие рисунки использовали мастера при росписи этих изделий?

Дети. Веточки, ягодки, завитки.

Воспитатель. Люди бережно относились к природе, изображали её в своих рисунках и с любовью называли: речьку-быстрой, солнышко-красным, травушку-шёлковой.

Дети читают стихотворения.

-Солнышко, солнышко.

Красное семенышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее!

Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут!

-Ах ты,речка-реченька,Чудны берега.

Как слезинка чистая в реченьке вода.

-Стих сегодняшний, ребята,

Про былинную траву,

Говорили ведь когда-то:

Эх, люблю я мураву!

Рассматриваем дымковскую роспись, затем гжель и хохлому.

Петрушка: а ещё в то время люди покланялись солнцу, земле!

Подходи честной народ, мы заводим хоровод. Хоровод «Гори-гори – ясно»

Воспитатель: много традиций сложилось у русского народа, но особенно важными были: добросердечие, гостеприимство, хлебосольство.

Мы дорогих гостей просим к нам на чаепитие и угощаем баранками.

Список литературы

1. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду

Старшая группа. Мозаика синтез:.2017г.

2. ФГОС

Примерная

Общеобразовательная

Программа Дошкольного

Образования

От рождения до школы.

3. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа [Текст] / В. И. Зимин, А. С. Спирин. - М. : «Сюита», 1996. - 69 с.

4. 23. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции»Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции» "Народная культура и традиции" - очень важная тема. С детства малышам необходимо прививать любовь к Родине и знакомить детей с ее традициями.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф»Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

Конспект музыкального занятия на тему «Культура и традиции Оренбургского казачества. Казачий круг»Конспект музыкального занятия на тему «Культура и традиции Оренбургского казачества. Казачий круг» Тема: «Казачий круг». Цель: Расширение представлений о культуре и традициях Оренбургского казачества, его музыкальном наследии посредством.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Народная культура и традиции»
Опубликовано: 22 января 2023 в 11:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Народная культура и традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Ерофеева Ольга Владимировна (УИ 3163653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД