Ерофеева Ольга Владимировна
Конспект НОД «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с русским народным творчеством.
2. Формиовать знания детей о традициях русского народа, вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
3. Воспитывать уважения к труду мастеров народных промыслов
4. Учить выполнять русские народные движения в играх.
Публикация «Конспект НОД „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
Оформление: зал оформлен в русском народном стиле. На столах расставлены предметы народного творчества : хохлома, гжель, дымковская игрушка, корзина с музыкальными инструментами, короб.
Ход Нод
Организационный момент.
Дети хороводным шагом идут змейкой за воспитателем по залу под русскую народную мелодию. Подходят к двум детям одетым в русские народные костюмы.
Воспитатель. Ребята, мне кажется, мы попали в Киевскую Русь. Нас встречают её жители. Давайте с ними поздороваемся (дети кланяются).
А во что они одеты?
Дети. В русские народные костюмы!
Воспитатель. Правильно, а давайте назовем, из каких частей состоят эти костюмы?
Дети. Косоворотка, шаровары, сапоги, кокошник, сарафан, рубашка.
Воспитатель. В этих костюмах ходили очень давно наши предки. А как вы понимаете, кто такие предки?
Дети. Дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки (дети проходят и садятся на стульчики)
Воспитатель. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь подумать и ответить:
Наряд мой пёстрый,
Колпак острый,
Шутки и смех веселят всех!
Я веселая игрушка,
А зовут меня…. (Петрушка)
Выбегает петрушка (на груди у него висит короб)
«Э-ге-ге»! Здравствуйте народ честной! Привет, девчонки и мальчишки! А вот и я Петрушка! Я - герой русского народного театра. Я не люблю ленивых, врунов, злых людей, но всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых (короб снимает и ставит на стул).
Воспитатель. Петрушка! А дети у нас все трудолюбивые, добрые, говорят только правду.
Воспитатель: ребята, а вы помогаете дома своим мамам? Какие обязанности есть у вас, которые вы выполняете дома? (ответы детей)
Воспитатель. Петрушка, какие молодцы у нас ребята, не боятся трудностей, трудолюбивые! Они у нас знают ещё много поговорок о труде и тебе сейчас расскажут.
-Кончил дело — гуляй смело.
-Терпенье и труд все перетрут.
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-Дело мастера боится.
-Мала пчелка, да и та работает.
-Усердная мышь и доску прогрызет.
-Любишь кататься — люби и саночки возить.
-Семь раз отмерь, один — отрежь.
-Землю красит солнце, а человека — труд.
-Делу — время, а потехе — час.
-Кто не работает, тот не ест.
-Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
-Маленькое дело лучше большого безделья.
-Больше дела, меньше слов.
-Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
-Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.
-Кто мало говорит, тот больше делает.
-Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
-Люби дело — мастером будешь.
Воспитатель: Но дети Петушка у нас не только трудолюбивые, но и очень дружные. Выходит ребёнок и читает стихотворение о дружбе
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам. Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям. Никогда не надо!
Петрушка: молодцы ребята и трудолюбивые и дужные.
Издавна у людей была традиция без подарка в гости не приходить. От этой традиции, я тоже не ушел, я вам принёс подарки. Берёт корзину с музыкальными инструментами, дети встают перед Петрушкой. Достаёт по одному инструменту и просит назвать, что он достал, передает несколько инструментов воспитателю и несколько держит сам.
Дети называют: ложка, бубенцы, колокольчик, бубен, балалайка.
Петрушка: ребята, а как одним словом называются эти инструменты?
Дети. Народные музыкальные инструменты. Правильно это народные музыкальные инструменты!
Воспитатель. А давайте покажем нашим гостям, как мы умеем на них играть! Раздает с Петрушкой инструменты детям. Дети, передвигаются на кружочки под музыку вместе с Петрушкой и выполняют музыкальные движения. У Петрушки в руках балалайка. Затем дети садятся на стульчики.
Ребенок. Народ придумывал много потешек, песен, сказок, поговорок. Это творчество передавалось их детям, а начиналось всё с колыбельной.
Воспитатель. Наши девочки сейчас покажут, как пели мамы своим детям на Руси. Поют колыбельные песни, в руках держат тряпичные куклы.
-Ой-ли, Ой-ли, Ой-лю-ли
Прилетели голуби.
Стали гули ворковать
Нашу деточку качать
Бай-бай- баю-бай
Поскорее засыпай
Бай-бай- баю-бай
Спи, малыш мой, засыпай
(Русская народная)
-Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко
Воспитатель: ребята! А какие в этих колыбельных слова?
Дети: добрые, ласковые, поются тихим голосом.
Воспитатель: мамы всегда с любовью относились к своим детям. При любом случае использовали песенки, потешки, заклички. А давайте послушаем, что напевали мамы своим детям при умывании, расчесывании волос, при кормлении.
Девочки, поют потешки, имитируя движения, дети за ними повторяют.
-Водичка водичка умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
-Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
-Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Воспитатель: вот такие добрые песни и потешки пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к ним. Авы любите своих мам? Давайте назовем ласковые слова о маме (ответы детей).
Нежная
Милая
Заботливая
Ласковая
Добрая
Внимательная
Отзывчивая
Обаятельная
Улыбчивая
Чуткая
Красивая
Умная
Замечательная
Справедливая
Ненаглядная
Чудесная
Элегантная
Петрушка выходит с коробом, в котором лежат игрушки: дымковская, гжель, хохлома.
Дети! Я знаю ещё одну традицию.
Пока он говорит, воспитатель выносит стол с народными промыслами. По выходным люди собирались семьями и шли на ярмарку, где продавились различные предметы, игрушки, созданные народными мастерами. Достаёт из короба по одной игрушке. Дети, что это за игрушка? Дети называют.
Воспитатель. Я вас приглашаю на ярмарку, где эти игрушки мы можем увидеть. (Под весёлую музыку идут к столам, на которых разложены предметы народных помыслов)
А давайте найдем такую игрушку здесь! А из чего она сделана? Какие краски использовал мастер, когда расписывал её? Какие рисунки использовали мастера при росписи этих изделий?
Дети. Веточки, ягодки, завитки.
Воспитатель. Люди бережно относились к природе, изображали её в своих рисунках и с любовью называли: речьку-быстрой, солнышко-красным, травушку-шёлковой.
Дети читают стихотворения.
-Солнышко, солнышко.
Красное семенышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут!
-Ах ты,речка-реченька,Чудны берега.
Как слезинка чистая в реченьке вода.
-Стих сегодняшний, ребята,
Про былинную траву,
Говорили ведь когда-то:
Эх, люблю я мураву!
Рассматриваем дымковскую роспись, затем гжель и хохлому.
Петрушка: а ещё в то время люди покланялись солнцу, земле!
Подходи честной народ, мы заводим хоровод. Хоровод «Гори-гори – ясно»
Воспитатель: много традиций сложилось у русского народа, но особенно важными были: добросердечие, гостеприимство, хлебосольство.
Мы дорогих гостей просим к нам на чаепитие и угощаем баранками.
Список литературы
1. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду
Старшая группа. Мозаика синтез:.2017г.
2. ФГОС
Примерная
Общеобразовательная
Программа Дошкольного
Образования
От рождения до школы.
3. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа [Текст] / В. И. Зимин, А. С. Спирин. - М. : «Сюита», 1996. - 69 с.
4. 23. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.