Приложение МААМ

Занятие «Песок и глина — наши помощники» для детей старшей группы

Ракишева Татьяна Валериановна
Занятие «Песок и глина — наши помощники» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.

Воспитатель Ракишева Т. В.

Тема: Песок и глина - наши помощники.

Цель: Систематизирование знаний детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.

Публикация «Занятие „Песок и глина — наши помощники“ для детей старшей группы» размещена в разделах

2. Продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Материал: песок и глина, стеки, тарелки и ложки одноразовые, песочные часы, карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, мультимедиа «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».

Ход занятия:

Воспитатель: Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите.

- Ребята, посмотрите, что это? (2 мешочка) Что в них я не знаю. Помогите мне разобраться.

- Как вы думаете (ответы детей) Молодцы!

Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина.

ОПЫТ №1

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок и глину.

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

- Как выглядит глина? (слайд 2)

Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков. (схема 1)

ОПЫТ №2

- Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (он сыпучий)

- А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее.

- Что легче делать? (насыпать песок)

- Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.

- А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)

- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (ответы детей)

- Что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 2 минута. (Демонстрирую)

- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?

- Давайте сделаем вывод.

Вывод: ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.

- Ребята, продолжим наши открытия.

ОПЫТ № 3

- Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

- А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)

Ф/минутка игра «Песок и глина» Давайте выполним модель песка и глины. (песок – дети встают с расстоянием между друг другом; глина - встают плотно друг к другу).

- Сделаем вывод: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко. (схема1)

- Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

(слайд 3 Показ иллюстрации "Пустыня")

- Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (рассказы детей)

(Рассказ воспитателя)

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают.

Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) (звук песка) Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?

ОПЫТ №4

- Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

- Что происходит с песчинками? Почему?

- А с кусочками глины? Почему?

ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые. (схема 3,4)

Ф/минутка игра «Песок и глина» (дополнительное условие – дует ветер).

ОПЫТ №5

- Проверяем проходимость воды через глину и песок. (наливаем воду через воронку)

Вывод: Песок легко пропускает воду и очищает ее, а глина водонепроницаемая. (схема5, 6)

- Какое свойство песка и глины вы еще знаете?

(слайд 4 Дети играют с песком)

(схема7) - Формуется только сырой песок.

(схема 8)- При высыхании фигурки из песка рассыпаются

(слайд 5) (схема9) - Формуется только хорошо размоченная глина. (схема10)- При высыхании фигурки из глины остаются крепкими.

Итог занятия :

- Давайте повторим все свойства песка и глины. (рассказы детей).

- Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые. А что такое полезные ископаемые? (ответы детей).

- Для чего нужен песок и глина? (Демонстрация слайдов 5,6 - песок : для игр, посыпают дорожки, при пожаре; глина – лепят игрушки, посуду.)

(слайд 7,8) С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые тоже очень любят работать с песком: скульпторы создают разные скульптуры (из какого песка, а художники рисуют картины.

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

В группе подготовлены подносы с песком – для рисования и кусочки глины – для лепки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наблюдение за глиной на прогулке. Конспект занятия в средней группе «Сравнивание свойства глины и песка» Наблюдение на прогулке: «Сравнивание свойства глины и песка» Цель: учить отличать глину от песка по внешнему признаку, определять свойства.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Песок и глина — наши помощники» для детей старшей группы
Опубликовано: 13 марта 2014 в 14:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Песок и глина — наши помощники» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ракишева Татьяна Валериановна (УИ 108076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД