Ракишева Татьяна Валериановна
Занятие «Песок и глина — наши помощники» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.
Воспитатель Ракишева Т. В.
Тема: Песок и глина - наши помощники.
Цель: Систематизирование знаний детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Занятие „Песок и глина — наши помощники“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Старшая группа
- Темочки
2. Продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Материал: песок и глина, стеки, тарелки и ложки одноразовые, песочные часы, карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, мультимедиа «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».
Ход занятия:
Воспитатель: Мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите.
- Ребята, посмотрите, что это? (2 мешочка) Что в них я не знаю. Помогите мне разобраться.
- Как вы думаете (ответы детей) Молодцы!
Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина.
ОПЫТ №1
Работа с лупой.
- Внимательно рассмотрите песок и глину.
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
- Как выглядит глина? (слайд 2)
Вывод: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков. (схема 1)
ОПЫТ №2
- Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (он сыпучий)
- А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее.
- Что легче делать? (насыпать песок)
- Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.
- А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)
- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (ответы детей)
- Что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 2 минута. (Демонстрирую)
- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?
- Давайте сделаем вывод.
Вывод: ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.
- Ребята, продолжим наши открытия.
ОПЫТ № 3
- Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)
- А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)
Ф/минутка игра «Песок и глина» Давайте выполним модель песка и глины. (песок – дети встают с расстоянием между друг другом; глина - встают плотно друг к другу).
- Сделаем вывод: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко. (схема1)
- Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.
(слайд 3 Показ иллюстрации "Пустыня")
- Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (рассказы детей)
(Рассказ воспитателя)
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают.
Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) (звук песка) Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?
ОПЫТ №4
- Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
- Что происходит с песчинками? Почему?
- А с кусочками глины? Почему?
ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые. (схема 3,4)
Ф/минутка игра «Песок и глина» (дополнительное условие – дует ветер).
ОПЫТ №5
- Проверяем проходимость воды через глину и песок. (наливаем воду через воронку)
Вывод: Песок легко пропускает воду и очищает ее, а глина водонепроницаемая. (схема5, 6)
- Какое свойство песка и глины вы еще знаете?
(слайд 4 Дети играют с песком)
(схема7) - Формуется только сырой песок.
(схема 8)- При высыхании фигурки из песка рассыпаются
(слайд 5) (схема9) - Формуется только хорошо размоченная глина. (схема10)- При высыхании фигурки из глины остаются крепкими.
Итог занятия :
- Давайте повторим все свойства песка и глины. (рассказы детей).
- Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые. А что такое полезные ископаемые? (ответы детей).
- Для чего нужен песок и глина? (Демонстрация слайдов 5,6 - песок : для игр, посыпают дорожки, при пожаре; глина – лепят игрушки, посуду.)
(слайд 7,8) С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые тоже очень любят работать с песком: скульпторы создают разные скульптуры (из какого песка, а художники рисуют картины.
- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
В группе подготовлены подносы с песком – для рисования и кусочки глины – для лепки.