Татьяна Абрамова
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи и навыков связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи и навыков связной речи
в подготовительной группе для детей с ОНР.
«Зима. Зимующие птицы»
Цели:
1. Активизация и расширение словаря по темам: «Зима», «Зимующие птицы». Воспитание бережного отношения к птицам.
2. Формирование практических навыков словообразования и словоизменения при образовании притяжательных прилагательных, составление предложений с предлогами.
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи и навыков связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха, закрепление навыков звукового анализа.
4. Обучение пересказу содержания знакомой сказки К. Д. Ушинского «Проказы Старухи-Зимы».
Оборудование: поднос со снегом, дорожки со следами птиц, магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, цветы из конфет.
I. Организационный момент.
Звучит музыка. (Вольфганг Амадей Моцарт концерт для фортепиано с оркестром № 21 «До мажор», часть, Andante). Дети заходят в группу и встают в круг.
Логопед. Дети, какое сейчас время года? Как вы догадались? Какой сейчас идёт месяц? Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила. (Логопед предлагает детям снег на подносе). Потрогайте. Скажите, какой он? (подбор прилагательных к слову «снег»). Примерные ответы детей : белый, холодный, чистый, пушистый, искристый, серебристый, липкий, рассыпчатый, мокрый.
Логопед. Молодцы, вы справились с таким сложным заданием, садитесь.
II. Образование притяжательных прилагательных
Дидактическая игра «Следопыты». Звучит музыка (Лео Делиб балет «Сильвия» - Пиццикато.)
Логопед. Скажите, ребята, что остается на снегу, когда по нему пройдет птица? (Следы)
Логопед. К нам на полянку собирались прилететь птицы, чтобы с вами поиграть. Но сначала вы должны отгадать, где чей след. На ковре разложены карточки с изображением силуэтов и следов птиц (вороны, воробья, голубя).
Дети идут по дорожкам, на которых изображены следы животных, а в конце - их силуэты. Идя по выбранной дорожке, они называют, какая птица здесь прошла, и проговаривают чистоговорки.
Дети. Ды-ды-ды - на тропинке чьи следы?
Ребёнок1. Бей-бей-бей - здесь скакал воробей. По моей дорожке проскакал воробей. Это воробьиные следы.
Ребёнок 2. Она – она - она - здесь прошла ворона. По моей дорожке прошла ворона. Это вороньи следы.
Ребёнок 3. Олубь – олубь – здесь ходил голубь. По моей дорожке прошёл голубь. Это голубиные следы.
Логопед. Вы правильно все назвали, а птицы не летят. Что могло случиться?
III. Сюрпризный момент. Под музыку влетает Зимушка-Зима. (Антонио Вивальди «Зима. Декабрь»)
Зимушка-Зима
Я заморозила всех птиц,
Их в льдышки превратила!
Пусть все узнают поскорей
Зимы коварной силу!
А если птицы ледяными будут,
То про игру они забудут.
Прощайте, дети! (Улетает.)
IV. Выполнение заданий
Логопед. Ой, ребята, как холодно, скучно стало. Что же нам делать? Смотрите, на пенечке какой-то конверт лежит. Это, наверное, Лесовик-почтовик принес нам письмо. Но от кого же оно? Давайте прочитаем.
Логопед открывает конверт и читает. «Друзья, не теряйтесь, за дело принимайтесь, птицам можно помочь. Отгадайте загадки, составьте слово и мои волшебные подснежники помогут вам преодолеть препятствия. Весна-Красна».
На экране появляется презентация слайд 1. По ходу отгадывания загадок в пустых клетках появляются буквы.
о ы ш о
Не боится он простуды, северянин красногрудый.
Выпал снег и он опять прилетел к нам зимовать.
СНЕГИРЬ
Логопед. Какой 1ый звук в слове – отгадке?
Сизая одежка, красненькая ножка.
Поет он со стонами, танцует с поклонами
ГОЛУБЬ
Логопед. Какой 3ий звук в слове – отгадке?
Птица черная кружится,
Не боится к нам садиться
Поклевать мою еду.
Я не ем в саду, а жду.
Вдруг не хватит макарон
Для прожорливых. ВОРОН.
Логопед. Какой 3последний звук в слове – отгадке?
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный… КЛЁСТ.
Логопед. Какой 1ый звук в слове – отгадке? Дети, прочитайте, какое слово получилось? Дети читают слово «Солнышко».
с о л н ы ш к о
Логопед. Ребята, давайте позовём солнышко.
Дети
Солнышко весеннее, землю нам согрей,
Чтоб в лесу подснежники выросли быстрей.
Презентация. Слайд 2. На полянке «вырастают» подснежники.
Логопед. Ребята, чтобы расколдовать птиц нам нужно выполнить 3 задания.
Презентация. Слайды 3, 4 ,5. Задание 1. «Найди птиц».
На изображениях птицы (на ветке, на снегу, в дупле, на кормушке и т. д.) Дети объясняют, где птицы. Составляют предложения с использованием предлогов.
Второе задание. Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Над заснеженной равниной
Полетели птички:
Маленькие крылышки -
Воробьи, синички.
Широко расправив крылья,
Сильно взмахи вверх и вниз.
Это хищная ворона нагоняет -берегись!
Третье задание. Пересказ сказки «Проказы Старухи-Зимы» К. Д. Ушинского. На экране расположены семь опорных картинок-символов.
Логопед. Вы помните, какую мы вчера с вами читали сказку? Давайте ее перескажем. А помогут нам вот эти необычные картинки.
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.
Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зим - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали. видно, весна недалёко!
V. Сюрпризный момент
Под музыку входит Весна-Красна (Эдвард Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»)
Логопед. Здравствуй, милая Весна!
Весна-Красна. Здравствуйте, мои дорогие!
Вы всем птичкам помогли,
От беды вы их спасли,
Через все прошли преграды,
И за это вам в награду
Интересная игра,
Начинать ее пора!
Логопед
Мы с тобою рады встрече
И «спасибо» говорим.
А теперь с тобою вместе
Станцевать еще хотим.
Ну-ка, за руки беритесь
И в кружок вы становитесь!
Звучит русская народная мелодия «Валенки». На вступление дети бегут по кругу, взявшись за руки. На запев Весна-Красна бежит внутри круга и дает кому-нибудь из детей в руки цветок. На припев ребенок, получивший цветок, вбегает в центр круга и свободно танцует. Дети повторяют движения, придуманные ребенком. На отыгрыш все кружатся.
Весна-Красна
Я нашей встрече тоже рада,
Приду опять - настанет час.
И вот подарок мой ребятам -
Подснежники, цветы для вас!
(Раздает детям цветы из конфет.)
Логопед. Спасибо тебе, Весна-Красна.