Александра Черная
Занятие по ФЭМП в средней группе «Счет по образцу. Цифра и количество. Сравнение двух групп предметов. Геометрические фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель:
Учиться считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов,
соотносить цифру с количеством предметов;
упражняться в сравнении двух групп предметов;
закрепление знаний о геометрических фигурах – круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник.
2. Задачи:
Счет по образцу;
закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5;
Публикация «Занятие по ФЭМП в средней группе „Счет по образцу, Цифра и количество, Сравнение двух групп предметов, Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник.
3. Тип занятия:
Познавательное развитие.
4. Форма занятия:
Формирование системы элементарных математических представлений;
расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи;
Способствовать развитию математического мышления, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.
5. Участники:
Воспитатель, дети.
6. Возраст обучающихся:
4 – 5 лет.
7. Оборудование и материалы:
Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал; цветные карандаши, счетные палочки, распечатанные цифры, рисунок «Колобок».
8. Предварительная подготовка:
Подготовка учебного пособия, чтение стихов и сказок с математической тематикой; отгадывание загадок, разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
9. Методы и приемы работы с детьми:
Наглядный, демонстрационный, словесный, игровой.
10. Структура занятия:
Организационный момент:
Беседа о целях и задачах урока.
Основной этап:
Сказка «Колобок».
Разминка (в ходе рассказа сказки).
Физкультминутка.
Заключительный этап:
Подведения итогов. Ответы на вопросы воспитателя - 3 минуты.
11. Ход занятия:
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Это относится и к занятиям по математике в средней группе детского сада. Формирование элементарных математических представлений стимулирует интеллектуальное и личностное развитие малышей, способствует формированию абстрактного мышления и логики, совершенствованию внимания, памяти и речи, что помогает ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир.
Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами должны вспомнить цифры и геометрические фигуры. Научится соотносить цифру с количеством предметов. Во всем этом нам поможет сказка. А чтобы узнать, что это за сказка отгадайте загадку.
Круглый и румяный
Бежит по дорожке.
Тем, кого встречает,
Он песенку напевает.
Дети: В сказку «Колобок».
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте послушаем сказку.
«Колобок».
Жили - были старик со старухой. Вот как-то раз просит старик:
«Испеки-ка мне, старуха, колобок».
«Из чего же испеку? Муки-то нет!» - ответила старуха.
«А ты по амбару помети, по сусекам поскреби – авось и найдешь муки-то».
Старуха так и сделала: замесила тесто, скатала колобок, испекла его и положила на окошко остывать.
А колобок любопытный был. Ему захотелось узнать, что же там за окошком. Спрыгнул он с подоконника и покатился по тропинке. Катится колобок, а навстречу ему заяц скачет. Увидел колобка и говорит:
«Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок ему отвечает:
«Не ешь меня, я тебе песенку спою». А заяц ему в ответ:
«Некогда мне твои песни слушать. Лучше помоги мне дом построить».
Воспитатель: Ну что ребятки, поможем колобку? (Дети отвечают). У вас на столах лежат геометрические фигуры, давай те из них построим дом для зайца. Посмотрите и скажите какие геометрические фигуры лежат у вас на столах?
Дети: Овал, треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Воспитатель: Все верно. А скажите сколько углов у треугольника? А сторон? (Ответы детей)
Сколько углов у прямоугольника? А сторон? (Ответы детей)
У какой фигуры тоже 4 угла и 4 стороны? (Ответы детей)
А у каких фигур нет углов? (Ответы детей)
(Строят дом для зайца, каждый ребенок свой дом).
Воспитатель: «Понравился мне дом, который вы построили» - говорит заяц. Так уж и быть, отпущу я тебя колобок.
Отпустил заяц колобка, и тот покатился дальше. Вдруг навстречу ему волк - зубами щелк. Увидел колобка и говорит:
«Колобок, колобок, я тебя съем!» А колобок говорит:
«Не ешь меня, я тебе песенку спою». Волк отвечает:
«Да знаю я твои песенки про бабку и деда. Вот справишься с моим заданием, отпущу, а нет, проглочу».
Нужно из счётных палочек выложить геометрические фигуры.
Воспитатель: Посмотрите, все ли геометрические фигуры у вас получатся? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, у вас не все геометрические фигуры получатся. Круг и овал сделать не удастся, потому что они не имеют углов.
(Дети выкладывают геометрические фигуры из счётных палочек).
Воспитатель: Какие молодцы и с этим заданием справились. Отпустил волк колобка. Покатился он дальше. Катится колобок дальше, сил больше нет, устал. Думает, а может мне сделать зарядку и у меня снова появятся силы.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Силы у колобка прибавилось, покатился он дальше.
Вдруг навстречу ему медведь:
«Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок говорит:
«Не ешь меня, Мишенька, я тебе песенку спою». Медведь отвечает:
«Нет, лучше расскажи мне стих про цифры и сосчитай до 5, тогда и отпущу».
Воспитатель: Ребята, поможем колобку? (Дети отвечают). Давайте я стих про цифры расскажу, а потом мы вместе с вами посчитаем.
«Веселый счет» Самуил Маршак
Вот один (иль единица,
Очень тонкая, как спица,
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой — посмотри —
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков —
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать.
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Воспитатель: А вот и появились наши цифры. Давайте вместе посчитаем по порядку от 1 до 5. (Дети считают). Молодцы, помогли колобку.
Покатился колобок дальше. А навстречу ему хитрая лиса. Лиса говорит:
«Колобок, колобок, какой ты румяненький и аппетитненький! Мне так и хочется тебя съесть». Колобок отвечает:
«Не ешь меня. Я песенки петь умею». А лиса ему:
«Не надо мне песенок. Ты лучше помоги мне зайчиков и морковок сосчитать». Начал колобок считать.
Воспитатель выкладывает 4 зайца
- Сколько зайцев? (4)
- А теперь выложите столько же морковок, сколько зайцев.
- Появилась еще 1 морковка. Столько стало морковок? (5 морковок)
- Что мы можем сказать про зайцев и морковки? (зайцев больше, чем морковок, а морковок меньше, чем зайцев)
- Что мы можем сделать, чтобы их было поровну? (добавить 1 морковку или убрать 1 зайца)
Добавляем 1 морковку
- Что вы можете сказать про количество зайцев? (зайцев 5)
- А про морковки? (морковок 5)
- Если зайцев 5 и морковок 5, что можно про них сказать? (их одинаково)
Молодцы! Вот мы и посчитали для лисы. Я думаю, мы помогли колобку и с этим заданием справиться.
Воспитатель: Всё равно не отпускает лиса колобка. Не может вырваться он из лисьих лап. Что же делать, как помочь колобку? А лиса говорит: «Расскажи стих про меня, тогда и отпущу».
Помниться мне кто-то из ребят знает стихи про лису. Ребята, расскажите лисе стих, может она и в правду отпустит нашего колобка. (Дети с помощью воспитателя рассказывают стихи про лису)
Шла лисица вдоль тропинки
И нашла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
В рыжем платьице из ситца
раскрасавица лисица,
Хвостик — с белым кончиком,
краска, что ли, кончилась?
Воспитатель: А лиса говорит: «Со всеми моими заданиями ты справился, так и быть, отпущу я тебя». И покатился колобок дальше, только его и видели.
Физкультминутка:
Видишь, бабочка летает.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Заключительный этап:
Воспитатель: Ребятки, давайте теперь с вами подведем итоги.
- В какой сказке мы с вами побывали? (Ответы детей)
- Как мы помогали колобку, чтобы его не съели лесные жители? (Ответы детей)
- Что Вам понравилось? (Ответы детей)
12. Литература:
Колесникова ЕВ. «Математика для детей 4 – 5 лет. Методическое пособие».
Седова Е. «Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ».
Щербакова Е. И. «Методика обучения математике в детском саду».