Получи документы

Занятие по малым формам фольклора «Все равно тебе водить» (старший дошкольный возраст)

Ольга Таратунина
Занятие по малым формам фольклора «Все равно тебе водить» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия «Все равно тебе водить» по малым формам детского фольклора.

Цель:

Формировать у детей интерес к русской культуре.

Задачи:

Знакомить с русскими фольклорными традициями на примере малых жанров детского фольклора;

Знакомить с русскими народными играми;

Расширять словарный запас детей;

Развивать память, внимание;

Развивать логическое мышление;

Публикация «Занятие по малым формам фольклора „Все равно тебе водить“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре;

Формировать навыки игрового поведения, учить играть в игры с правилами.

Конспект занятия «Все равно тебе водить». Малые формы детского фольклора.

Сегодня мы с вами отправимся в дали дальние. Но не в тридевятое царство тридесятое государство, а отправимся мы путешествовать во времени, полетим в старую старину. И узнаем мы с вами как жили-поживали да во что играли наши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки, когда малыми детками были – вот такими, как вы сейчас.

Приглашаю вас, гости дорогие, на деревенские посиделки.

Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь-дорогу пора!

ребята рассаживаются на стулья.

Можно и наши посиделки начинать. А что же такое посиделки? А это когда люди в избу одну собирались да веселились: песни пели, плясали, игры затевали, сказки сказывали, мудрены загадки разгадывали. А вы, ребята умеете загадки разгадывать?

А загадывать? Кто загадку знает, кто ее нам загадает?

Ребята загадывают загадки и отгадывают их.

Ах, какие молодцы, ребята!

А теперь мои мудреные загадки попробуйте разгадать.

Сначала попроще загадаю. Отгадать не сложно. Отгадки будем хором говорить.

Читая детям стихотворение Е. Каргановой с окончаниями-рифмовками:

Оля весело бежит

К речке по дорожке.

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки).

Давайте, ребята все вместе ножками потопаем. Хорошо, молодцы!

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (ручки).

А теперь все ребятки ручками похлопаем.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (ушки).

Покажем, где у нас ушки.

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки).

Улыбнемся пошире, чтоб все увидели наши зубки!

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки).

Покажем, где у наших деток глазки.

С простыми загадками вы, добры молодцы да красны девицы справились. А теперь загадаю вам посложнее. Эти загадки хоть и мудрены, а отгадки на них просты. То, о чем моя первая загадка в каждой избе было, без нее изба не изба. Ну-ка отгадайте:

Летом спит,зимой горит,

Пасть открывает

Что дают глотает (печка)

А эти вещи и раньше были, и сейчас в каждом доме есть:

• Стучат, стучат, не велят скучать

Идут, идут, а все тут да тут. (часы)

• Два брюшка, четыре ушка,

набита пухом, кладут под ухо (подушка)

• Штучка одноручка

Носок стальной,

А хвост льняной (иголка и нитка)

• Сами не едим, а людей кормим (ложки)

А раз ложки у нас появились, то теперь и о еде поговорить можно. Что за еда такая:

• Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном.

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда.

То кладут его на блюдо.

Ну теперь зови ребят-

По кусочку все съедят (пирог)

• Белое – да не снег,

Сладкое – да не мед.

От рогатого берут

Малым детушкам дают (молоко)

Правильно, молоко! Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

Последняя загадка была у нас про молоко. А какие кушанья можно из молока сделать? Кто скажет? (Творог, масло, сметану) А еще на молоке варят кашу.

Игра «Малечина-клечина».

Это старинная игра. Нужно было поставить на пальчик или на ладошку поставить палочку-лучинку и сказать: «Малечина-клечина» сколько часов до вечера? Раз, два …десять.» Кто дольше всех палочку удержит тот и выиграл. У нас лучинок нет, но есть вот такие палочки с султанчиками.

Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать?

Вызываю добровольцев по три-четыре человека. Провожу игру.

Чтобы поиграть в следующую игру, нам нужен ведущий. Как нам его выбрать? Правильно, нужно посчитаться. А вы ребята знаете какие-нибудь считалки?

Слушаю ответы детей.

Хорошие считалки. А я вот какую считалку знаю:

Я пойду куплю дуду.

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем – ты води!

Давайте с вами выучим такую считалку.

Хором разучиваем с детьми считалку.

Теперь считалку мы выучили, можно выбирать ведущего и играть. Пойдемте, ребята.

Ребята выходят, становятся в круг. Считалкой выбираем двух водящих. Проводим игру «Колечко с лентой»

Игра колечко с лентой.

Для игры нужен длинный шнур или атласная лента. На нее одевается колечко или несколько колечек. Это могут быть и не маленькие ювелирные кольца, а что-то покрупней – например, гайки. Все дети, кроме ведущего, берутся за ленту. Водящий встает в центр получившегося круга и закрывает глаза. Ребята начинают быстро передавать колечки, двигая их по ленте. Как только водящий говорит: «Я иду искать» тот, к кому кольцо оказалось ближе, прячет его в кулак. Задача водящего – угадать, кто спрятал колечко. Для этого он указывает на чью-нибудь руку и просит разжать кулак. Если угадал, то меняется местами и игроком, если нет – снова закрывает глаза и водит.

Игру повторяем несколько раз.

После проведения игры все возвращаются на свои места, рассаживаются.

Но чтобы урожай получить на славу, чтоб уродился и горох, и репка, и петрушка, и морковь, и пшеница для пирога и пшено для каши, нужно было не только ухаживать за полем и огородом. Еще нужна хорошая погода. Чтоб дождичек вовремя и солнышко вовремя.

Наши предки пытались приманить, закликать дождик и солнышко. Так появились стихи-заклички. Давайте и мы с вами попробуем. Вот, смотрите, у нас светит солнышко (на декорации прикреплено изображение солнечного диска). А пора огород поливать. Давайте позовем дождик. Для дождика была, например, такая закличка:

Дождик, дождик пуще лей,

На меня и на друзей.

Давайте выучим с вами эту закличку разучим и позовем дождик. Разучиваем с ребятами закличку.

Вот, ребята, у нас и получилось с вами закликать дождик. Он полил все растения: и цветы и травку и деревья. А теперь нам опять хочется солнышка, чтоб побегать, поиграть, порезвиться! Давайте позовем солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Вместе с детьми разучиваем закличку и «зовем» солнышко. Меняю декорацию тучи на солнышко.

Солнышко выглянуло, и, смотрите, кто появился. (показываю детям божью коровку). Кто это ребята? Правильно, это божья коровка. Раньше верили, что она может долететь до неба и передать Богу просьбу. Вот и говорили:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Давайте попробуем тоже попробуем загадать желания и попросить у божьей коровки, чтобы они исполнились. Загадывайте про себя желания. А теперь давайте все хором скажем:

Божья коровка, полети на небо

Принеси нам хлеба.

Хором с ребятами повторяем приговор про божью коровку.

Надеюсь, божья коровка исполнит все ваши желания.

Но игры не только развлекали раньше сельских ребятишек. Они помогали им узнать о том, как работают взрослые. Вот в такую игру мы с вами сейчас поиграем. Игра эта называется «Как сеют мак»

Игра-имитация «Как сеют мак».

Ребята, вы знаете, что такое мак? Правильно, растение.

(показываю картинку с изображением цветка мака).

А когда мак отцветет и созреет, из его коробочки достают зернышки и пекут с ними вкусные булки. Вот такие

(показываю изображение или муляж булки с маком).

Но чтобы мак вырос за ним, как и за любым растением надо ухаживать: надо его посеять, прополоть, собрать, а уже потом есть. И сейчас мы с вами все это будем делать. Я буду показывать движения под песенку, а вы за мной повторять. Готовы? Тогда начинаем!

Игра «Как сеют мак». Конспект занятия по малым формам фольклора.

Провожу игру- имитацию «Как сеют мак» :

Как сеют мак? Как сеют мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как полют мак? Как полют мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как берут мак? Как берут мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

Как едят мак? Как едят мак?

Так и эдак и вот так.

Так и эдак и вот так

А теперь поговорим о веселых стихах-шутках.

Поддевки.

Назывались такие стихи поддевки. Ими старались поддеть, обхитрить своего товарища. Но делали это весело, незлобно, и никто не обижался. Вот, например, какая поддевка.

Обращаюсь к одному из детей:

- Скажи: лук.

- Лук.

- По лбу стук!

Обращаюсь к другому:

- Скажи: оса.

- Оса.

- Хвать тебя за волоса!

Прошу третьего:

- Скажи: муха.

- Муха.

- Хвать тебя за ухо!

Скажи: «Птичка!»

— Птичка!

— Расплелась твоя Косичка!

Скажи: «Книжка!»

— Книжка!

— Ты мальчишка хвастунишка!

Скажи: «Бутерброд!»

— Бутерброд!

— Муха залетела в рот!

Скажи:» Сушки!»

— Сушки!

— В животе твоём лягушки!

Скажи: «Шило!».

– Шило.

– У тебя на носу мыло!

Скажи: «Овес»!

– Овес.

– Хвать тебя за нос!

Вот такие вот стишки-шутки, словесные игры.

Обобщающая беседа.

Что ж, ребята, время незаметно пролетело. Пора нам в обратный путь. Пора прощаться. Понравились вам русские игры, стишки, заклички?

Помните, какую считалочку мы с вами выучили?

А, чтобы «вызвать» дождик и солнышко какие стишки мы с вами читали? Как они называются?

А в какие игры поиграли?

Молодцы, ребята, все запомнили!

А теперь, давайте на прощанье, еще в одну веселую игру поиграем.

Провожу заключительную подвижную русскую игру. Обычно, это была игра «Золотые ворота»

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

Публикации по теме:

Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми ОНР (старший дошкольный возраст) Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия; внимания и наблюдательности; зрительной и слуховой памяти; мышления и речи (активизация.

Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возрастМатематика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.

НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи с элементами фольклора «Грибы» (средний дошкольный возраст) Воспитатель: Перова Елена Николаевна МБДОУ «Детский сад № 459». Нижний Новгород Цель: Закреплять знания детей о грибах, расширять словарный.

НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст)НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.

Опыт «Сильная бумага» (старший дошкольный возраст)Опыт «Сильная бумага» (старший дошкольный возраст) Цель: расширить знания и представление детей о бумаге, ее свойствах. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей обследовать предмет.

Организационное родительское собрание (старший дошкольный возраст)Организационное родительское собрание (старший дошкольный возраст) Организационное родительское собрание. Старший дошкольный возраст Время проведения: сентябрь Форма проведения: беседа-диалог воспитателей.

Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст)Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст) Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный руководитель Проект «День Победы» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых.

Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет.Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Проект " Овощи". Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. 1. Цель проекта: - Совершенствовать речь как средство общения. - Развитие свободного.

Выходи — тебе водить! Забавные считалки для детей 5–7 летВыходи — тебе водить! Забавные считалки для детей 5–7 лет Выходи – тебе водить! Забавные считалки. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. На музыкальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по малым формам фольклора «Все равно тебе водить» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 29 марта 2020 в 21:45
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД