Ольга Таратунина
Занятие по малым формам фольклора «Все равно тебе водить» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Все равно тебе водить» по малым формам детского фольклора.
Цель:
Формировать у детей интерес к русской культуре.
Задачи:
Знакомить с русскими фольклорными традициями на примере малых жанров детского фольклора;
Знакомить с русскими народными играми;
Расширять словарный запас детей;
Развивать память, внимание;
Развивать логическое мышление;
Публикация «Занятие по малым формам фольклора „Все равно тебе водить“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре;
Формировать навыки игрового поведения, учить играть в игры с правилами.
Конспект занятия «Все равно тебе водить». Малые формы детского фольклора.
Сегодня мы с вами отправимся в дали дальние. Но не в тридевятое царство тридесятое государство, а отправимся мы путешествовать во времени, полетим в старую старину. И узнаем мы с вами как жили-поживали да во что играли наши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки, когда малыми детками были – вот такими, как вы сейчас.
Приглашаю вас, гости дорогие, на деревенские посиделки.
Все готовы к путешествию дальнему? Ну, тогда в путь-дорогу пора!
ребята рассаживаются на стулья.
Можно и наши посиделки начинать. А что же такое посиделки? А это когда люди в избу одну собирались да веселились: песни пели, плясали, игры затевали, сказки сказывали, мудрены загадки разгадывали. А вы, ребята умеете загадки разгадывать?
А загадывать? Кто загадку знает, кто ее нам загадает?
Ребята загадывают загадки и отгадывают их.
Ах, какие молодцы, ребята!
А теперь мои мудреные загадки попробуйте разгадать.
Сначала попроще загадаю. Отгадать не сложно. Отгадки будем хором говорить.
Читая детям стихотворение Е. Каргановой с окончаниями-рифмовками:
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки).
Давайте, ребята все вместе ножками потопаем. Хорошо, молодцы!
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ручки).
А теперь все ребятки ручками похлопаем.
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ушки).
Покажем, где у нас ушки.
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (зубки).
Улыбнемся пошире, чтоб все увидели наши зубки!
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки).
Покажем, где у наших деток глазки.
С простыми загадками вы, добры молодцы да красны девицы справились. А теперь загадаю вам посложнее. Эти загадки хоть и мудрены, а отгадки на них просты. То, о чем моя первая загадка в каждой избе было, без нее изба не изба. Ну-ка отгадайте:
Летом спит,зимой горит,
Пасть открывает
Что дают глотает (печка)
А эти вещи и раньше были, и сейчас в каждом доме есть:
• Стучат, стучат, не велят скучать
Идут, идут, а все тут да тут. (часы)
• Два брюшка, четыре ушка,
набита пухом, кладут под ухо (подушка)
• Штучка одноручка
Носок стальной,
А хвост льняной (иголка и нитка)
• Сами не едим, а людей кормим (ложки)
А раз ложки у нас появились, то теперь и о еде поговорить можно. Что за еда такая:
• Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном.
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда.
То кладут его на блюдо.
Ну теперь зови ребят-
По кусочку все съедят (пирог)
• Белое – да не снег,
Сладкое – да не мед.
От рогатого берут
Малым детушкам дают (молоко)
Правильно, молоко! Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
Последняя загадка была у нас про молоко. А какие кушанья можно из молока сделать? Кто скажет? (Творог, масло, сметану) А еще на молоке варят кашу.
Игра «Малечина-клечина».
Это старинная игра. Нужно было поставить на пальчик или на ладошку поставить палочку-лучинку и сказать: «Малечина-клечина» сколько часов до вечера? Раз, два …десять.» Кто дольше всех палочку удержит тот и выиграл. У нас лучинок нет, но есть вот такие палочки с султанчиками.
Кто у нас ловкий, кто хочет попробовать?
Вызываю добровольцев по три-четыре человека. Провожу игру.
Чтобы поиграть в следующую игру, нам нужен ведущий. Как нам его выбрать? Правильно, нужно посчитаться. А вы ребята знаете какие-нибудь считалки?
Слушаю ответы детей.
Хорошие считалки. А я вот какую считалку знаю:
Я пойду куплю дуду.
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди.
Мы играем – ты води!
Давайте с вами выучим такую считалку.
Хором разучиваем с детьми считалку.
Теперь считалку мы выучили, можно выбирать ведущего и играть. Пойдемте, ребята.
Ребята выходят, становятся в круг. Считалкой выбираем двух водящих. Проводим игру «Колечко с лентой»
Игра колечко с лентой.
Для игры нужен длинный шнур или атласная лента. На нее одевается колечко или несколько колечек. Это могут быть и не маленькие ювелирные кольца, а что-то покрупней – например, гайки. Все дети, кроме ведущего, берутся за ленту. Водящий встает в центр получившегося круга и закрывает глаза. Ребята начинают быстро передавать колечки, двигая их по ленте. Как только водящий говорит: «Я иду искать» тот, к кому кольцо оказалось ближе, прячет его в кулак. Задача водящего – угадать, кто спрятал колечко. Для этого он указывает на чью-нибудь руку и просит разжать кулак. Если угадал, то меняется местами и игроком, если нет – снова закрывает глаза и водит.
Игру повторяем несколько раз.
После проведения игры все возвращаются на свои места, рассаживаются.
Но чтобы урожай получить на славу, чтоб уродился и горох, и репка, и петрушка, и морковь, и пшеница для пирога и пшено для каши, нужно было не только ухаживать за полем и огородом. Еще нужна хорошая погода. Чтоб дождичек вовремя и солнышко вовремя.
Наши предки пытались приманить, закликать дождик и солнышко. Так появились стихи-заклички. Давайте и мы с вами попробуем. Вот, смотрите, у нас светит солнышко (на декорации прикреплено изображение солнечного диска). А пора огород поливать. Давайте позовем дождик. Для дождика была, например, такая закличка:
Дождик, дождик пуще лей,
На меня и на друзей.
Давайте выучим с вами эту закличку разучим и позовем дождик. Разучиваем с ребятами закличку.
Вот, ребята, у нас и получилось с вами закликать дождик. Он полил все растения: и цветы и травку и деревья. А теперь нам опять хочется солнышка, чтоб побегать, поиграть, порезвиться! Давайте позовем солнышко:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Вместе с детьми разучиваем закличку и «зовем» солнышко. Меняю декорацию тучи на солнышко.
Солнышко выглянуло, и, смотрите, кто появился. (показываю детям божью коровку). Кто это ребята? Правильно, это божья коровка. Раньше верили, что она может долететь до неба и передать Богу просьбу. Вот и говорили:
Божья коровка, полети на небо
Принеси нам хлеба.
Давайте попробуем тоже попробуем загадать желания и попросить у божьей коровки, чтобы они исполнились. Загадывайте про себя желания. А теперь давайте все хором скажем:
Божья коровка, полети на небо
Принеси нам хлеба.
Хором с ребятами повторяем приговор про божью коровку.
Надеюсь, божья коровка исполнит все ваши желания.
Но игры не только развлекали раньше сельских ребятишек. Они помогали им узнать о том, как работают взрослые. Вот в такую игру мы с вами сейчас поиграем. Игра эта называется «Как сеют мак»
Игра-имитация «Как сеют мак».
Ребята, вы знаете, что такое мак? Правильно, растение.
(показываю картинку с изображением цветка мака).
А когда мак отцветет и созреет, из его коробочки достают зернышки и пекут с ними вкусные булки. Вот такие
(показываю изображение или муляж булки с маком).
Но чтобы мак вырос за ним, как и за любым растением надо ухаживать: надо его посеять, прополоть, собрать, а уже потом есть. И сейчас мы с вами все это будем делать. Я буду показывать движения под песенку, а вы за мной повторять. Готовы? Тогда начинаем!
Игра «Как сеют мак». Конспект занятия по малым формам фольклора.
Провожу игру- имитацию «Как сеют мак» :
Как сеют мак? Как сеют мак?
Так и эдак и вот так.
Так и эдак и вот так
Как полют мак? Как полют мак?
Так и эдак и вот так.
Так и эдак и вот так
Как берут мак? Как берут мак?
Так и эдак и вот так.
Так и эдак и вот так
Как едят мак? Как едят мак?
Так и эдак и вот так.
Так и эдак и вот так
А теперь поговорим о веселых стихах-шутках.
Поддевки.
Назывались такие стихи поддевки. Ими старались поддеть, обхитрить своего товарища. Но делали это весело, незлобно, и никто не обижался. Вот, например, какая поддевка.
Обращаюсь к одному из детей:
- Скажи: лук.
- Лук.
- По лбу стук!
Обращаюсь к другому:
- Скажи: оса.
- Оса.
- Хвать тебя за волоса!
Прошу третьего:
- Скажи: муха.
- Муха.
- Хвать тебя за ухо!
Скажи: «Птичка!»
— Птичка!
— Расплелась твоя Косичка!
Скажи: «Книжка!»
— Книжка!
— Ты мальчишка хвастунишка!
Скажи: «Бутерброд!»
— Бутерброд!
— Муха залетела в рот!
Скажи:» Сушки!»
— Сушки!
— В животе твоём лягушки!
Скажи: «Шило!».
– Шило.
– У тебя на носу мыло!
Скажи: «Овес»!
– Овес.
– Хвать тебя за нос!
Вот такие вот стишки-шутки, словесные игры.
Обобщающая беседа.
Что ж, ребята, время незаметно пролетело. Пора нам в обратный путь. Пора прощаться. Понравились вам русские игры, стишки, заклички?
Помните, какую считалочку мы с вами выучили?
А, чтобы «вызвать» дождик и солнышко какие стишки мы с вами читали? Как они называются?
А в какие игры поиграли?
Молодцы, ребята, все запомнили!
А теперь, давайте на прощанье, еще в одну веселую игру поиграем.
Провожу заключительную подвижную русскую игру. Обычно, это была игра «Золотые ворота»
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!